Новости
Никита Лихачёв

Почему «Яндекс» не раскрывает количество проданных устройств

Компания логично берёт пример с Google.

Фото пресс-службы «Яндекса»

30 января газета «Ведомости» рассказала со ссылкой на оценки ритейлеров, что с начала продаж «Яндекс.Телефона» через розничные сети было продано всего примерно 450 смартфонов. Это без учёта продаж в собственных точках «Яндекса», данные о которых компания не разглашает.

По оценке Эльдара Муртазина на основе данных от сотовых операторов (они могут пробить тип устройств, с которых абоненты регистрируются в сети), суммарное количество проданных «Яндекс.Телефонов» находится в районе 1000 штук. Это крайне мало: по данным аналитической фирмы GfK, только в декабре в России было продано 3,5 миллиона смартфонов.

Публично гордиться низкими или падающими цифрами продаж сложно. Как только у Apple начались проблемы с выручкой от смартфонов (до сих пор главный источник дохода компании), она перестала публиковать данные о количестве проданных устройств, ограничившись лишь суммарной выручкой. В случае с айфонами она тоже упала по итогам первого финансового квартала 2019 года, но скорее всего не так сильно, как количество проданных единиц (так как цена новых айфонов стала выше). Периодически о количестве проданных смартфонов отчитывается и Xiaomi (68 тысяч Pocophone F1 за пять минут, 8 миллионов Mi 8 за четыре месяца), но и та, и другая компании специализируются больше на производстве техники, чем на софте.

Ближайший конкурент, с которым стоит сравнивать «Яндекс» — это Google: обе компании в первую очередь являются разработчиками софта (и зарабатывают на нём основную выручку), а скорее в последнюю — производителями устройств. Издание Wired писало о том, почему Google не интересно соревноваться за количество проданных устройств: компания не рассчитывает захватить рынок при помощи одного своего смартфона — ей важно показать, на что способна платформа Android.

Google Pixel 3 Фото BGR

Примерно та же ситуация у «Яндекса»: компания делает софт (в данном случае — набор приложений-сервисов и голосовой помощник «Алиса»), который намерена интегрировать в устройства партнёров. О том, что с помощью «Яндекс.Телефона» компания собирается показать преимущества экосистемы сервисов «Яндекса» производителям смартфонов, говорил TJ один из создателей «Яндекс.Телефона» Фёдор Ежов. То же самое касается других устройств — колонки «Яндекс.Станция» и автомагнитолы «Яндекс.Авто».

Но есть одно но.

«Яндекс», как и Apple, Xiaomi и Google, является публичной компанией. Её акционерам важно, на что тратятся деньги и отбиваются ли инвестиции в новые продукты ростом выручки. Но в финансовых отчётах «Яндекса» (последний опубликован за третий квартал 2018 года, он закончился 30 сентября) нет отдельной графы, посвящённой выручке от реализации устройств вроде «Яндекс.Станции», продажи которой начались в июле 2018 года. Возможно, «железо» могло бы попасть в отчёте в категорию «Экспериментальные сервисы», но в пресс-релизе компании в их числе перечислены только «Дзен», «Яндекс.Облако», «Яндекс.Здоровье», «Яндекс.Драйв» и Yandex Data Factory.

Если изучать деятельность «Яндекса» только по финансовым отчётам, узнать о том, что компания стала выпускать свои устройства, невозможно.

В этом плане «Яндекс» снова похож на Google. Хотя хардверное подразделение устройств в Google и не показывает больших успехов, в финансовых отчётах компании (последний опубликован за третий квартал 2018 года) можно найти информацию о том, какую часть выручки оно генерирует. Однако она смешана с выручкой от Google Play и некоторых других направлений под общей категорией «Прочие доходы», и нельзя точно определить её изменение.

#яндекс #яндекстелефон #смартфоны #apple