Истории
TJ

Инструкция: Как писать и оформлять лонгрид

Вторая часть подробного руководства о том, как создавать большие тексты на TJ.

Кадр из фильма «В центре внимания»

Если вы оказались здесь, значит, вы решили написать материал на TJ. Для этого мы составили руководство, которое поможет разобраться, какие виды текстов бывают, как искать темы, вырабатывать собственный стиль и пользоваться инструментами TJ при оформлении материалов. Это вторая часть руководства, в которой пойдет речь о том, как задать тексту идею, работать с источниками, запрашивать комментарии от имени TJ и оформлять текст так, чтобы он привлекал внимание.

Где искать идеи для лонгридов

Преимущество больших текстов в том, что идею для их создания можно почерпнуть почти отовсюду. Прочитали большую историческую книгу о любимом вам персонаже? Напишите лонгрид по мотивам прочитанного. Заметили банальные клише в очередном голливудском фильме про хакеров? Проанализируйте их и расскажите, опираясь на авторитетные книги и статьи, как всё устроено на самом деле.

Любите видеоигры в жанре интерактивного кино? Поделитесь с читателями мыслями и наблюдениями о том, почему этот жанр так популярен в мире. В течение двух недель изучали сервис, который помогает с переездом? Расскажите о своем опыте на TJ — огромное число людей будет благодарно, ведь им тоже однажды потребуется сервис для переезда. Этот принцип сводится к двум простым этапам:

  • Вы получили информацию из фильма, книги, комикса, подкаста, из жизни или откуда-либо угодно;
  • Вы делитесь этой информацией с читателями. Всё.

А для тех, кто ещё не определился с форматом лонгрида, мы подготовили отдельное руководство.

Где черпать дополнительную информацию по вашей теме

Помимо банальных советов в духе «Википедии» и Google есть ряд инструментов, которыми можно пользоваться для поиска нужных материалов. Список будет пополняться.

  • Специалисты и знающие люди. Чтобы понять, где их искать, оттолкнитесь от темы статьи. Она про киноиндустрию? Обратитесь к кинокритикам, которые часто мелькают в СМИ, или напишите на факультет по киноискусству в известном вузе. Это история про личный опыт поездки автостопом? Поищите в соцсетях группы автостопщиков и попросите поделиться советами. Посмотрите, какие специалисты в этой теме общались со СМИ, найдите их контакты в интернете;
  • Погрузитесь в документальные фильмы по теме вашей статьи. Их авторы уже разжевали самое сложное и рассказывают только о самом главном. Иногда просмотр двухчасовой документалки легко заменяет пять часов чтения статей. Заодно вы наглядно увидите, как вашу тему подавали профессионалы и почерпнёте у них стилевые приёмы;
  • В поисках редкой информации не забывайте про Google Books — там часто можно встретить настоящие книжные находки, которые одновременно служат богатым и достоверным источником;
  • Если вам нужно прояснить в статье конкретный закон, пользуйтесь поиском «Консультант Плюс»;
  • Пользуйтесь Wayback Machine для просмотра копий удаленных веб-страниц. Он также незаменим, когда нужно посмотреть, как менялся тот или иной сайт за время своего существования;
  • Для поиска источника по научным темам используйте PubMed — это английская база данных медицинских и биологических публикаций;
  • Для проставления правильных знаков препинания, особенно кавычек («таких», а не "таких"), и тире с дефисом, можно использовать «Реформатор» Артемия Лебедева;
  • PeoplefindThor — удобный способ находить страницы людей в Фейсбуке. Простой интерфейс и принцип работы, но эффективно помогает благодаря фильтрам;
  • PiPl — это поисковик по людям на более чем три миллиона записей в архиве. Для поиска нужно указать имя человека и его предполагаемый адрес (опционально), после чего вручную найти наиболее подходящие варианты. Это потребует времени, но оно того стоит. К сожалению, обычно сервис работает только с именами на английском;
  • OpenCorporates — ещё одна база данных, но для бизнес-сфер. Отлично подходит для поиска компаний или их руководителей по всему миру, а результаты можно отфильтровать по широкому диапазону критериев: от страны до типа компании, её статуса и типа данных о ней;
  • Twlets— расширение для Google Chrome для скачивания информации пользователей Твиттера. В этот список включены последние твиты, изображения, видео или имена пользователей, которые подписаны на человека. Результаты загружаются в виде электронной таблицы Excel;
  • Carbon Dating Web Page — угадывает дату создания определенной веб-страницы;
  • Terraserver — для поиска архивных и новых спутниковых снимков местности;
  • FlightAware и MarineTraffic для отслеживания маршрута движения конкретных самолётов и судов;
  • Отчёты Human Rights Watch о нарушениях прав человека и отчёты Freedom House об уровне свобод в интернете. Они подробно охватывают почти все страны, так что их можно использовать для экскурса в правовую историю государства или для понимания, насколько она свободна в последние годы;
  • Раздел издания Digg, в котором ежедневно появляются примечательные лонгриды на английском языке;
  • Если предыдущие варианты не помогли, пишите редакторам TJ или в читательскую редакцию — там подскажут, в какую сторону двигаться и где найти больше информации.

О работе с источниками и получением комментариев

Любой лонгрид, если он состоит не только из личного опыта, должен основываться на источниках — обычно ими выступают другие издания, документы или книги.

  • Всегда проверяйте достоверность того или иного источника. Если вы ранее не сталкивались с названием сайта или издания, то прежде чем использовать информацию о нём, хотя бы загуглите или зайдите в раздел «О проекте», чтобы оценить авторитетность. Не стоит брать информацию из источников, которые вызывают подозрения;
  • Проверьте, есть ли нужная вам информация в другом источнике. Если нет, то это заставляет насторожиться и дважды подумать, прежде чем опираться на факт, о котором сообщают только в одном месте: почему об этом не пишут нигде больше, если это интересно?
  • Всегда ссылайтесь на оригинальный источник, а не на перепечатку другого СМИ (если источник под пейволлом, который вам недоступен, укажите и его, и издание, где вы нашли информацию). Чем больше ссылок на разные источники в вашем тексте, тем больше доверия он вызывает. Не забывайте проверять работоспособность ссылок — если высока вероятность, что важную для материала информацию могут вскоре удалить, на всякий случай лучше создавать архивные копии при помощи сервиса Archive.is;
  • Если вы используете информацию, которую почерпнули из документального фильма, поищите ссылку на него на YouTube или на других публичных хостингах. Если её нет, то сошлитесь на него в тексте, просто указав название;
  • Аналогичное правило работает, если вы используете информацию из книг — дайте ссылку на её электронную версию (если она есть в открытом доступе в том же Google Books или её можно купить где-то легально) или указывайте её название и автора;
  • Никогда не используйте в написании лонгрида один источник (только если речь не идёт о пересказе отдельного текста), и не пересказывайте общеизвестные факты, ссылаясь на «Википедию» (статьи оттуда не являются источником, так как это сборники ссылок на источники). Всегда надо искать детали по разным местам — так и история становится интереснее.

Немного о получении комментариев для материала

  • Не выступайте в переписках от имени TJ, если перед этим не получили разрешения от редакции;
  • Можно спросить у кого-то комментарий для материала на TJ, но перед этим следует уведомить собеседника, что вы действуете по своей инициативе и не являетесь сотрудником редакции издания;
  • Не забывайте уточнять, если информацию вы узнали самостоятельно или поговорили с экспертом. Например, «TJ выяснил, что» или «В разговоре с TJ специалист». Или, если вы пишете от своего имени, то можно использовать «Я узнал» или «Специалист рассказал мне».

Работа над структурой текста

Структура — важная часть работы над лонгридом. От того, как много времени вы ей уделите, зависит популярность вашего материала, реакция читателей и вероятность, что редакция TJ выведет его в свои соцсети для увеличения охвата.

Главное, что всегда нужно держать в голове при работе со структурой — она должна облегчать чтение и приглашать к нему. Представьте ситуацию: читатель пролистывает свою ленту в TJ или соцсети и натыкается на вашу статью. Первое, что он увидит — заголовок и фотографию на обложке материала (подробнее об этом читайте в разделе «Работа с фотографиями и видео»).

Если заголовок и обложка читателя не зацепят, вероятность того, что он перейдёт к чтению статью, минимальна. В итоге ваша работа, на которую вы потратили силы и время, останется без внимания — не потому, что она плохо написана, а потому что вы не сумели привлечь читателя главными элементами оформления.

Заголовки

Заголовок — это главный элемент любого текста. В нём должна содержаться суть темы, о которой пойдёт речь.

Интересный заголовок может содержать конфликт, любопытные факты, примечательную цитату или цепляющую фразу. Всё вместе уместить это невозможно, но этого и не требуется. Главное, чтобы заголовок не использовал избитые и банальные формулировки: это признак ленивого или непрофессионального автора.

Вот примеры плохих заголовков, которые можно сделать лучше.

  • Плохо — «Моя поездка в Таиланд»;
  • Хорошо — «Прогулки с аборигенами, поиски клада и десять ДТП на скутере: как я отдыхал в Таиланде»;
  • Плохо — «Решил я как-то купить дешёвый ноутбук»;
  • Хорошо — «Личный опыт: сложности и преимущества покупки недорогого ноутбука на AliExpress»;
  • Плохо — «Как ищут обломки „Титаника“»;
  • Хорошо — «Старая трагедия под микроскопом технологий: почему научное сообщество до сих пор изучает обломки „Титаника“»;
  • Плохо — «Интервью с Илоном Маском»;
  • Хорошо — «Создатель SpaceX Илон Маск о соперничестве с Роскосмосом, колонии на Марсе и отпуске на Юпитере»;
  • Плохо — «Как проходил концерт в поддержку Ольги Бузовой»;
  • Хорошо — «„Не пускайте сюда школьников“: репортаж TJ со стотысячного концерта в поддержку Ольги Бузовой».

Чем больше интересных деталей вы вынесете в заголовок, тем больше вероятность, что его заметят. Впрочем, не стоит забывать о лаконичности. Если же вы не знаете, какие детали выносить в заголовок, то, скорее всего, в материале недостаточно фактуры и нужна дополнительная проработка.

Подзаголовки

Подзаголовок — ещё одна важная часть материала. На TJ так называют первый блок текста, который показывается в основной ленте. Подзаголовок чаще всего используется в двух целях: чтобы дополнить заголовок и кратко раскрыть суть материала (в редакции мы называем их «связкой заг+подзаг»).

Старайтесь делать подзаголовок не длиннее одной-двух строк (на десктопе). Так он будет лучше выглядеть на главной странице, а аудитория его точно прочитает. Вот хороший пример из самого заплюсованного читательского текста 2018 года.

А вот плохой пример. Автор не озадачился написанием отдельного подзаголовка, и в ленту по умолчанию вывелся первый абзац его текста: он слишком длинный, чтобы его можно было быстро прочитать во время пролистывания ленты, и не даёт понимание о том, что именно будет в тексте. На его месте могло бы быть, к примеру, краткое перечисление книг из материала.

При первом сохранении статьи автоматически помечаются к выводу в ленту первый блок текста после заголовка (это и есть подзаголовок) и первый медиаэлемент (картинка или видео). Изменить это можно в редакторе, нажав звездочку слева от блока с текстом или в настройках блока справа.

Сразу два варианта

Обложка

Обложка — третий элемент, который становится «лицом» материала. Так мы называем медиаэлемент (фото, гифка, видео), отображаемый на главной странице TJ. Он тоже выводится в ленту по нажатию на «шестерёнку» в редакторе, а если автор ничего не выбрал, то при публикации материала обложкой станет первый медиаэлемент в материале (поэтому убедитесь, что им не будет какой-нибудь малочитаемый скриншот).

Чаще всего обложка — это первая картинка в материале. Отнеситесь к её выбору ответственно, потому что в том числе по ней будет складываться первое впечатление о тексте. Если вы потратили 10 часов, чтобы написать лонгрид, то вам не составит труда потратить ещё полчаса на поиск хорошей фотографии для обложки.

Что считается плохой обложкой для материала на TJ (и плохой картинкой для TJ в принципе):

  • Фотографии размером меньше 800 пикселей по ширине. В таком случае изображение не будет занимать всю ширину колонки и визуально выбиваться. Стоит или найти снимок с большим разрешением, или использовать «Подложку» (включается через нажатие на шестерёнку) — тогда картинка встанет с полями;
  • Если вы пишете на тему, по которой нет достойных кадров (крайне редкий случай), то выйдите на улицу и сфотографируйте что-то по теме или, если обстоятельства не позволяют, просто сфотографируйте экран компьютера с изображением по теме статьи. На TJ часто обсуждают, чем фото экрана лучше скриншота, который проще сделать — разница в восприятии: фотография экрана будет однородной с другими фотографиями, а скриншот выбивается из ряда других фотографий. Кроме того, скриншот может сливаться с остальным текстом материала. Примеры хороших подобных иллюстраций здесь или здесь;
  • Вертикальные фото и гифки. Они занимают слишком много места в ленте. «Подложка» позволяет уменьшить изображения по высоте, благодаря чему картинка будет нормально смотреться и на десктопе, и на мобильном устройстве;

Подложку можно поставить через настройки блока или по кнопке быстрого доступа 

  • Фото со светлыми краями, которые сливаются с остальным сайтом. Используйте «Рамку»: она выделяет границы картинки контуром толщиной в один серый пиксель. Также в «Рамку» стоит помещать большие скриншоты, чтобы они не сливались с текстом;
  • Стоковые снимки;
  • Некачественные фото;
  • Фото с огромными водяными знаками.

Введение или лид

Введение в лонгридах (журналисты называют его «лид») можно сравнить с аналогичным разделом в дипломных работах. Лид выполняет роль содержания статьи, в которой вы кратко (не больше двух-трёх абзацев) раскрываете актуальность темы (почему вы про это пишете сейчас) и приводите основные тезисы истории.

Этот способ даёт читателю понять, стоит ли ему тратить время на дальнейший материал. Читатель пробежится по первым предложениям лида, и если тема его не заинтересовала, он закроет вкладку.

  • Старайтесь сделать введение не менее увлекательным, чем остальной лонгрид. Это витрина вашего материала;
  • Если вы пишете лонгрид про личный опыт, это должно читаться из лида. Поясните читателю, чему конкретно посвящён ваш текст, какие темы вы разбираете. Не стесняйтесь писать, что текст основан только на вашем опыте и не стремится к объективности — искренность располагает читателя;
  • Если вы самостоятельно обработали десятки источников, поговорили со специалистами, узнали противоположные взгляды на проблему и так далее — укажите это в лиде. Эксклюзивный контент всегда ценится на TJ.

Тело и концовка материала

Под «телом» подразумевается основная часть материала, где вы раскрываете тезисы, описанные в лиде. Сначала вы знакомите читателей с главными героями истории и детально описываете конфликт, затем переходя к раскрытию важных, но менее интересных тонкостей истории.

Помните — особенность лонгрида в том, что он может состоять из любого контента. Не стесняйтесь экспериментировать.

  • Текст: комментарии специалистов, противоположные взгляды на проблему, рассказы очевидцев, исторические справки, научные факты;
  • Фотографии, скриншоты, видео и аудио (аудиозапись можно загрузить прямо на сайт через специальный плеер);
  • Инфографика;
  • И так далее. Главное, чтобы всё это дополняло и развивало историю лонгрида, а не исключительно служило способом развлекать читателя.

Несколько советов о том, как работать с «телом» материала:

  • Начинайте с описания значимых событий, примечательной цитаты, необычных фактов и конфликта. Никому не интересно сразу же читать предложения в духе «Миру известно множество примеров работ угольных промышленников послесталинской эпохи». Заходите эффектно: «Одно из самых необычных и в тоже время обыденных явлений для береговой охраны и японских рыбаков — это бесхозные лодки из Северной Кореи».
  • Следите за количеством героев в статье. У каждой истории есть главные и второстепенные герои. Главные — это те, имя которых читатели будут встречать на протяжении всего текста. Это якорь, который помогает не запутаться. Что же касается второстепенных персонажей, то их количество нужно сводить к минимуму, насколько это возможно. Дважды подумайте, какую ценность представляет второстепенный герой. Пример;
  • Набрав критическую массу информации для статьи, придумайте условные главы. Подойдёт даже банальное разделение в духе «Начало», «Середина» и «Конец». После этого раскидывайте ваш текст по этим разделам. Так вы начнёте воспринимать его более структурно и будете меньше путаться;
  • Зачастую в лонгридах на TJ встречаются хотя бы по три-четыре фотографии или видео — это помогает читателю не уставать от чтения, делая короткие перерывы на просмотр картинки. Оптимально ставить фото или ролик не чаще чем через три-четыре абзаца: длинный текст, где через каждый абзац понатыканы фото и видео, сложно читать;
  • Заканчивайте эффектно. На последних двух-трёх абзацах текста читатель сильнее концентрируется, чтобы не упустить развязку и финал. Самое плохое, что можно сделать в этом случае — резко оборвать статью. Так вы испортите впечатление от всего материала. Концовка существует для того, чтобы читатель мог сделать финальный вывод о прочитанном, так дайте ему возможность — перескажите главные пункты, которые вы разобрали в статье, и сделайте вывод. Пример и ещё пример.

Оформление текста

Работа с фотографиями и видео

В целом рекомендации к иллюстрациям внутри текста такие же, что и к обложке: следите за размерами фото, не ставьте некачественные или стоковые снимки, не забывайте про элементы «подложка» и «рамка». И подписывайте источники!

Если фотографий очень много — можно объединить их в галерею. Это делается с помощью кнопки редактора, которая появляется справа от первого загруженного изображения. Вот пример со снимками с сайта NASA — всегда обращайте внимание на то, как галерея обрезает фото.

В материал можно вставить гифку или короткое видео в формате mp4 (но оно будет без звука) — сделать это можно тоже через инструмент «Картинка» в редакторе. Никаких танцев с бубном тут делать не надо: выбираете файл, он какое-то время обрабатывается в редакторе и появляется в черновике.

Обратите внимание, что у для размещения гифок работают те же правила, что и с картинками. Если у вас маленькая по размеру гифка — растяните её где-нибудь (например, здесь) или используйте подложку. Вот пример материала с подсайта «Наука»: автор взял интересную тему, правильно использовал сочетание заголовок/подзаголовок, а вот с размерами обложки промахнулся.

Пара минут — и вот уже материал визуально выглядит лучше. Правда, если вы рассчитываете на вывод в соцсети, лучше не ставить гифки и mp4-видео на обложку: при публикации в соцсетях они не попадут на карточку материала, отображаемую при шерах.

  • На все используемые фото у автора должны быть разрешения. Если вы ставите в материал снимки, мы исходим из того, что разрешения у вас есть. Если к нам поступят претензии, снимки или другой контент придётся удалить;
  • Всегда подписывайте, что происходит на фотографии. Всегда подписывайте, откуда вы взяли фотографию, желательно с именем непосредственного автора. Например, «Фото Getty» или «Фото Никиты Лихачёва, TJ»;
  • Если в ролике содержатся жестокие сцены или мат, то читателя нужно предупредить перед роликом, выделив текст полужирным: например, «Осторожно, в ролике содержатся сцены насилия». Если ролик длинный, а вам нужно показать конкретный эпизод, то укажите в подписи к видео таймкод;

Несколько других инструментов редактора

Кроме изображений, в редакторе доступны и другие инструменты, позволяющие сделать текст лучше. Какие-то элементы доступны только сотрудникам редакции, какие-то — общие. Давайте чуть подробнее рассмотрим основные инструменты и ситуации, когда их лучше применять.

  • Подзаголовок: в основном нужен, чтобы разбивать текст на части. Есть три вида — отличаются они только размером;
  • Вставка видео — создаёт поле, куда можно подставить ссылку на YouTube, Vimeo или Instagram. Свой ролик так загрузить нельзя;
  • Врезка — элемент подойдёт для ситуаций, когда в тексте необходимо выделить какой-либо фрагмент. Подойдёт для коротких цитат и мыслей;
  • Цитата — форма для цитирования другого человека. Есть два вида: «основная» и «мнение». Должность автора цитаты подписывается с маленькой буквы;
  • Внешняя ссылка — позволяет выделить между блоками текста ссылку на другой материал TJ (или любого другого издания);
  • Список — инструмент для перечисления (как здесь). С помощью этого элемента можно пересказывать лонгриды других изданий, разбивая из на тезисы;
  • Опросы — если вам хочется узнать мнение читателей по каким-то темам.

Если вам нужны расширенные возможности редактора, напишите нам на [email protected], для какого текста они вам понадобились, и укажите ссылку на ваш профиль на TJ.

Ещё несколько советов по оформлению материалов

  • Используйте в тексте кавычки-«ёлочки» — другие, чаще всего, не подходят. Аналогично с длинным тире. Чтобы ставить нужные знаки, проще всего скачать типографскую раскладку Ильи Бирмана;
  • Не используйте внутри текста выделение жирным и курсивом. От них материал визуально становится только «грязнее». Обычно редакции приходится вычищать все выделения, чтобы привести текст в читабельный вид;
  • Твиты, фото, YouTube-ролики и посты из Инстаграма можно поместить в материал, просто вставив ссылку на них в пустое поле редактора. Но не вставляйте твиты с матами — лучше сделать скриншот и аккуратно замазать;
  • Кстати, об Инстаграме: в разных случаях мы пишем Инстаграм, инстаграм и Instagram. Instagram — это корпорация («Instagram уволил всех сотрудников»), Инстаграм — соцсеть («В Инстаграме запретили вертикальные видео»), инстаграм — конкретный профиль («Об этом он сообщил в своём инстаграме»). То же самое с Твиттером и Фейсбуком;
  • Мы за букву «ё»! Ставьте её, пожалуйста;
  • Пользователи TJ не могут сами встраивать HTML-блоки в материал, к примеру, плейлисты из «Яндекс.Музыки». Если вам нужно что-то подобное — обратитесь за помощью к редакторам;
  • Не выводите в ленту больше одной картинки (или видео, или твита) и одного блока текста. В 99% случаев это будет только захламлять главную страницу TJ;
  • Ссылки можно ставить не только отдельным блоком, но и внутри текста — просто выделите нужное слово в редакторе;
  • У нас есть система хэштегов — так мы объединяем наши главные темы и форматы. Пара тегов в конце текста поможет в классификации материала. Какой-то страницы со всеми тегами у нас нет, но самые актуальные вынесены в отдельный блок на главной страницы TJ. Также можно посмотреть теги у материалов, которые похожи на ваш по тематике;
  • Задача тегов — не только объединить материалы, но и уточнить их тему. Если вы пишете на тему спорта, то лучше всего подойдут теги «хоккей» или «футбол». Если про соцсети, то можно поставить #twitter или #instagram. Введите символ «#» и начинайте вводить тег — редактор выдаст подсказку, если такой у нас есть;
  • Пользуйтесь элементом «Предпросмотр черновика» (иконка глаза между кнопками «Опубликовать» и «Сохранить»). Это поможет вам оценить, как будет выглядеть текст после публикации;
  • Внимательно отнеситесь к выбору подсайта — по сути вы выбираете аудиторию, которой было бы интересно прочитать ваш материал. Изучите описания разделов, посмотрите, открыты они для всех или нет. Будет обидно, если хороший материал про смартфоны уйдёт в минус только потому что вы опубликовали его в условных «Животных». Подробнее о подсайтах мы расскажем в следующих частях инструкции.

#инструкции #лонгриды #tjournal