TJ
Сергей Звезда

Роскомнадзор требует от TJ удалить девять материалов по расследованиям Навального. Уведомления пришли и другим медиа

Это самый массовый список уведомлений от ведомства, который мы когда-либо получали.

Алексей Навальный / Фото из его инстаграма

1 февраля Роскомнадзор направил нашей редакции уведомления «об ограничении доступа» к девяти материалам. Во всех этих заметках рассказывается о расследованиях команды Алексея Навального*.

Роскомнадзор оперирует требованием Генпрокуратуры, согласно которому эти материалы якобы «содержат призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности [...], информационные материалы организаций, деятельность которых признана нежелательной или недостоверную общественно значимую информацию».

Если конкретнее, Роскомнадзор требует удалить пересказы или обзоры расследований о коррупции, а также заметку об официальном ответе пресс-службы губернатора Петербурга на одно из таких расследований.

Что это за уведомления, и как мы с ними поступаем

Когда российские госорганы признают какую-то информацию запрещённой, её блокировкой занимается Роскомнадзор. Ведомство в том числе передаёт это требование администраторам домена. Если его не выполнить, то в конце концов сайт могут заблокировать на территории России.

Периодически такие уведомления приходят и в TJ. Они практически никогда не связаны с расследованиями о коррупции. Также Роскомнадзор в разное время требовал удалить материалы, в которых «нашли» информацию о способах совершения суицида, пропаганде наркотиков или пропаганде тюремного сленга. Если речь идёт не о редакционном, а о пользовательском материале, мы при первом обращении участника сообщества TJ всегда можем подробно объяснить, что произошло.

TJ, как и другие русскоязычные издания, вынужден ограничивать возможность просмотра таких материалов. Так мы поступим и в случае указанных выше новостей.

Кому ещё Роскомнадзор отправил уведомления об удалении материалов

1 февраля требования об удалении материалов получил не только TJ, но и многие другие издания. Среди прочего коллег уведомили о необходимости убрать заметки о «дворце Путина» и резиденциях Медведева из расследования «Он вам не Димон». На тех, кто признан «иностранным агентом», мы не можем ставить гиперссылки из-за российских законов.

  • «Дождь» (признан «иностранным агентом») — 6 материалов;
  • «Медуза» (признана «иностранным агентом») — 17 материалов;
  • Republic (признан «иностранным агентом») — 2 материала;

  • «Эхо Москвы» — 34 материала;
  • «Свободные новости» — 9 материалов;
  • Znak.com — 13 материалов.
  • «Новая газета» — 3 материала;
  • «Весьма» — количество материалов неизвестно.
  • «Бумага» — 3 материала.

Подобные требования всегда объясняются российскими законами и считаются в журналистском сообществе способом давления на независимые от государства издания. Одни медиа (и физические лица) признаны «иностранными агентами», другие — «нежелательными организациями», третьи наделены обоими статусами. Политиков, блогеров, стендап-комиков и многих других признают «экстремистами» и «террористами», предъявляя спорный, по мнению осуждённых и их сторонников, состав преступления.

Что касается конкретно Навального, то летом 2021 года «Фонд борьбы с коррупцией» и региональные штабы признаны экстремистскими организациями (и это повлекло целую серию уголовных дел по всей стране), а в конце января 2022 года Навального, Любовь Соболь, Леонида Волкова и их соратников внесли в список террористов и экстремистов.

https://tjournal.ru/post/496611

С конца января мы должны сопровождать новости о Навальном и его соратниках звёздочкой (*) и фразой «Внесён(а) Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов». Читатель, конечно, даже при всех ограничениях может получать информацию из медиа, но изданий становится всё меньше, плашки «иноагентов» в соцсетях — всё заметнее, а примечаний о внесении кого-либо в тот или иной реестр — всё больше.

#редакция #роскомнадзор #блокировки #навальный