Новости
«Проект» узнал хронологию принятия решения по делу Голунова в Кремле. Главную роль сыграли уличные протесты
Мнение властей менялось вместе с ходом дела и реакцией журналистов.
Иван Голунов в суде Фото Евгения Фельдмана
Издание «Проект» со ссылкой на близкие к властям источники выпустило расследование о том, как менялось отношение чиновников к делу Ивана Голунова, а также ключевых лицах, повлиявших на решение об освобождении журналиста на фоне масштабной реакции СМИ и акций протеста на улице.
- 7 июня, когда стало известно о задержании Голунова, сотрудники администрации президента (АП) отказывались комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что не знают, кто это.
- Журналисты, работающие на ПМЭФ, застали чиновников врасплох вопросами про арест Голунова. Генпрокурор Юрий Чайка согласился принять просьбу главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова взять дело под личный контроль. Позже резонанс в прессе вынудил несколько управлений АП изучить дело и отправить запросы в МВД.
- Источник в силовых структурах заявлял «Проекту», что дело развалится, и называл высокопоставленного сотрудника УФСБ по Москве и Московской области Марата Медоева его вероятным заказчиком.
- Когда на Петровке начались пикеты, Кремль попросил МВД отпустить задержанных на пикетах, а вице-мэры Москвы Александр Горбенко и Наталья Сергунина 8 июня в мэрии обсудили дело Голунова с Венедиктовым и основателем «Новой газеты» Дмитрием Муратовым. После разговора оказалось, что у начальника ГУ МВД Олега Баранова нет ответов на многие вопросы журналистов.
- К вечеру 8 июня вопросы к полицейским появились и у Кремля. «Выяснилось, что доказательств нет и предъявить их невозможно», — рассказал источник «Проекта». Глава АП Антон Вайно решил, что будет лучше, если вместо СИЗО суд назначит Голунову домашний арест, а его первый заместитель Алексей Громов разрешил публично поддержать журналиста на телевидении.
- В Кремле также знали об акции газет «Ведомости», «Коммерсантъ» и РБК с одинаковыми первыми полосами. Радости эта акция не вызвала, но и запрещать ее не стали. Источники «Проекта» говорят, что она была согласована с акционером «Коммерсанта» Алишером Усмановым — он был не против.
- 10 июня на совещании у первого заместителя руководителя АП Сергея Кириенко чиновники говорили, что журналиста нужно отпускать: они заявляли, что МВД «врет политическому руководству страны». Для уверенности решили дождаться результатов анализа ДНК, который не успели доделать. Вопрос скорости принятия решений был для Кремля критичен — на 12 июня был назначен марш в поддержку Голунова, но власти пытались избежать митинга в День России.
- Утром 11 июня члены СПЧ обсуждали дело Голунова и митинг на совещании у кремлевского Управления общественными проектами. Общественников убеждали отговорить журналистов от шествия 12 июня. В ответ члены СПЧ требовали немедленно освободить Голунова.
- Вечером 11 июня Голунова освободили, но власти попросили главных редакторов СМИ выпустить новость о том, что главред «Медузы» Галина Тимченко «призвала» сочувствующих журналисту не ходить на митинг (в заявлении Тимченко прямого призыва не было). Новость в такой формулировке дали «Коммерсантъ», РБК, все государственные агентства, «Интерфакс», Forbes, Газета.ру.
- После освобождения Голунова единоросс Николай Брыкин заявил, что «Единая Россия» готова предложить смягчить наказание за хранение наркотиков, не связанное со сбытом. Источники «Проекта» назвали это частной инициативой спикера Госдумы Вячеслава Володина. Владимир Путин на «Прямой линии» высказался против идеи.
- Собеседники «Проекта» в Кремле не могут подтвердить или опровергнуть причастность к заказу Голунова сотрудников УФСБ Дорофеева и Медоева. Даже увольнение генералов МВД они называют наказанием «за враньё»: дело могло принять другой оборот, если бы полицейские стали сотрудничать с АП раньше.
#новости #делоголунова