Технологии
Никита Лихачёв

Защита рубежей с дружелюбным лицом. Как я воспринимаю появление «Яндекс.Телефона»

Максимально субъективный взгляд от главреда TJ.

Этот материал для тех, кто уже почитал о характеристиках, узнал позицию разработчиков «Яндекс.Телефона», посмотрел его на видео и теперь хочет разобраться, для чего всё-таки «Яндекс» решил выпустить свой собственный смартфон. Это не обзор (нескольких дней, проведённых с «Телефоном», для него недостаточно), а скорее набор моих мыслей и наблюдений, которые возникли за время изучения «Телефона», разговоров с сотрудниками компании, чтения отзывов и профильных СМИ, а также общего понимания рынка.

В чём концепция «Яндекс.Телефона»

Это смартфон, в который «Яндекс» постарался по максимуму интегрировать все свои сервисы для создания полного пользовательского опыта. Но это скорее не забота о пользователе, а наглядный и, что самое важное, рабочий шоу-кейс: смотрите, мы поставили в смартфон кучу своих приложений и, внезапно, они все приносят вам пользу, а нам деньги.

У «Яндекса» действительно есть почти весь набор сервисов, используемых в смартфонах. Некоторые из примитивных приложений вроде SMS-писалки и диктофона взяли стандартные, но всё-таки компания строит пользовательский опыт вокруг не банальных вещей, а точек входа в различные сценарии траты денег: заказ еды, вызов такси, оплата услуг, поиск каршеринга, прослушивание музыки, просмотр фильмов, поход в кино.

На домашнем экране находятся два самых денежных сервиса «Яндекса» — поиск и такси, причём в поиск входа сразу четыре: верхняя строка, кнопка приложения «Яндекс», кнопка «Яндекс.Браузера» и «Алиса». Недавно открытый маркетплейс «Беру» компания владеет вместе со Сбербанком — может, поэтому он оказался спрятан в папочку вместе с «Диском» и настройками «Яндекс.Клавиатуры», а не удостоился отдельного места на домашнем экране. Многие другие денежные сервисы — в том числе «Еда» и «Драйв» — ставятся на телефон опционально, но настойчиво. В конце концов, почему их не предложить, если уж человек купил смартфон от «Яндекса».

В остальном «Яндекс.Телефон» — очень средний и, скорее всего, далеко не самый лучший смартфон из ценового сегмента «дешевле 20 тысяч рублей».

Вкупе с набором скидок и бонусов «Яндекс.Телефон» становится чуть более привлекательным, но не думайте, что «Яндекс» хочет заманить им пользователей. Это шоу для китайских производителей

Коротко об отличительных чертах

В «Яндекс.Телефоне» есть несколько продуктовых находок, комбинации которых я не встречал в других смартфонах. Например, когда вставляешь наушники в аудиоджек, информер «Алисы» предлагает включить музыку — это делается в один клик.

Насмотревшись на минус первый экран у Google Pixel, «Яндекс» сделал там свой портал в контент. Только если у Google это непонятная мешанина из рекомендованных новостей и статей, то у «Яндекса» для этого есть два продукта — «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен». Информирование о повестке дня отделено от основного потребления — кстати, как и на TJ.

Один из создателей «Яндекс.Телефона» Фёдор Ежов рассказывал мне, что для возможности постоянно слушать фразу «Слушай, Алиса» в «Телефон» поставили отдельный маломощный процессор (щадящий аккумулятор), а для улучшения вывода звука на наушники — качественный аудиочип. К сожалению, ни то, ни другое не очень заметно при использовании — но это значит, что они работают как надо.

«Яндекс» можно поругать за то, что в смартфоне всего один динамик, довольно нечувствительный (по ощущениям) датчик отпечатка пальца, а также слабая защита от воды. Кроме того, его заблокированный экран не реагирует на прикосновения, а ещё вокруг экрана есть довольно внушительные рамки.

Самое печальное — это камера: её функциональность вынужденно обрезана. Кажется, в «Яндексе» не успели реализовать ни зум при переключении объектива, ни портретный режим. Но даже стандартная съёмка фото хромает, а сама камера запускается довольно долго. Всё перечисленное объяснимо: «Яндекс.Телефон» — не флагман, предъявлять к нему высокие требования бессмысленно.

Так выглядит фото, сделанное на «Яндекс.Телефон» из окна поезда на скорости в 200 км/ч

А вот сквозная интеграция «Алисы» действительно отличает «Яндекс.Телефон» от остальных. Она не просто безликий помощник, который существует на задворках смартфона — у неё есть место и визуализация, и благодаря этому она превращается в персонажа. Впрочем, её можно отключить в настройках.

О соседстве с сервисами Google

Мне, как и многим, было удивительно узнать, что сделав свой собственный смартфон и напичкав его своими сервисами, «Яндекс» не отказался от сервисов Google и от его магазина приложений — хотя у компании есть свой Yandex.Store.

Выглядит дико: «Яндекс» выпускает свой смартфон и говорит, что он отвечает в нём за всё вплоть до последнего винтика, а там с начального экрана и вплоть до установки новых приложений всё делается через сервисы и систему его главного конкурента на российском рынке.

Доходит до страшных костылей. Например, на домашнем экране находится системная поисковая строка Android. После приснопамятного решения ФАС при её первом запуске система предлагает выбрать поисковик — «Яндекс», Google или «Поиск Mail.Ru». Но эта поисковая строка ищет только по интернету — а «Яндекс» хотел бы, чтобы она искала и по телефону. Поэтому компания пошла на хитрость: она сделала свою строку на втором экране (внешне она отличается лишь более жирным фирменным шрифтом) и при первом запуске смартфона именно он показывается первым. А чтобы активировать такую же строку и на домашнем экране, нужно удалить системную строку.

Аналогичный костыль связан с «Ассистентом Google» — он на системном уровне конфликтует с «Алисой» и, например, не даёт ей срабатывать по фразе «Слушай, Алиса», пока его не отключат в настройках (что сделать довольно сложно). Это очень неприятная уступка, но, видимо, у «Яндекса» в данный момент нет иного выбора.

Видно, для полного перехода на всё своё пока не время — пока уровень привыкания к Play Store и его наполнение в России действительно настолько высоки, что выходить на рынок со своим магазином рискованно. Так говорят и создатели «Яндекс.Телефона», но всё равно полная автономия от Google кажется логичным развитием ситуации.

Не надо отныне считать «Яндекс» производителем техники. Он теперь производитель софта для техники

Да, компания выпустила свою колонку (даже несколько) и смартфон, но это ещё не значит, что «Яндекс» теперь стоит в ряду Apple, Samsung, Xiaomi и LG. У перечисленных компаний бизнес в основном зависит от продаж их техники, а у «Яндекса» выпуск нескольких устройств выручку не диверсифицирует — они по-прежнему будут зарабатывать основные деньги на софте, то есть сервисах.

Главная задача «Яндекса» — повышать популярность этих сервисов или по крайней мере удерживать её на прежнем уровне, потому что конкуренты не дремлют и наступают, то есть держать рубеж. Российский рынок уже лет десять как заполонили дешёвые смартфоны на базе Android, и с каждым годом они становятся всё более качественными, а с демпингом китайцев очень сложно бороться.

Смартфоны на Android означают повсеместное присутствие сервисов Google, которые снижают долю «Яндекса» на рынке и бьют по его выручке. И хотя «Яндекс» через ФАС отвоевал право российского пользователя на выбор поисковика, это лишь одна из необходимых для выживания побед.

Теперь «Яндекс» взялся за основу — за само наполнение смартфонов. И есть ощущение, что компания хотя бы попытается побороться за рынок рыночными же механизмами, сделав более качественный набор программ. То, что для этого пришлось самостоятельно разработать и железо, лишь необходимость — Google уже проходил через это, перебрав ряд подрядчиков для смартфонов и планшетов Nexus и затем выпустив собственный Pixel.

Не «Ах»? «Яндекс» и не собирался удивлять. Компания защищает свои интересы

Даже если сам «Яндекс.Телефон» окажется невостребованным коммерчески, «Яндекс» уже доказал, что способен делать смартфоны для масс-маркета. Именно этот сегмент интересует массового производителя — и даже Apple, всегда игравшая в верхнем ценовом диапазоне, выпустила iPhone XR, чтобы сделать свои смартфоны более доступными и повысить популярность iOS.

Задача максимум здесь — сделать так, чтобы китайцам было не всё равно, что ставить на свои телефоны, которые они отгружают на российский рынок. Между производителями тоже велика конкуренция, и смартфон с чисто российским наполнением может оказаться более привлекательным для некоторой части пользователей, а значит позволить одному из конкурентов вырваться вперёд. Не сделали флагман в «Яндексе» — ну так выпустят в Huawei.

Уверен, «Яндекс» либо уже договорился, либо прямо сейчас договаривается о более выгодных условиях для производителей по сравнению с Google. И ему есть что предложить: его сервисы тоже пользуются большим спросом, а помимо этого компания может включить во весь рост свою маркетинговую машину, чтобы поддержать топового производителя, который начнёт ставить их систему.

Странно, но почему-то в СМИ раньше много говорили о первой отечественной операционной системе SailFish — но не говорят так о том, что делает «Яндекс» с начинкой для «Яндекс.Телефона». А ведь SailFish ориентируется на относительное узкие прослойки госслужащих и оплачивается из бюджета, в отличие от «Яндекс.Телефона» как концепции рыночного смартфона для всех и на востребованном софте. А «Яндекс» и есть в прямом смысле отечественный производитель софта, и перспективы обсуждаемой со Сбербанком сделки намекают на то, что и государству интересно его развитие.

Хотелось бы, чтобы «Яндекс» ждали коммерческий успех и удачные переговоры с партнёрами. Потому что если у компании не получится добиться желаемого рыночно, воевать с Google и иже с ним придётся нерыночными методами.

#технологии #яндекс #android #яндекстелефон #мнение