Кино и сериалы
Николай Чумаков

Почему российский фильм «Миллиард» не стоил того, чтобы ради него переносить финал «Мстителей»

Помощь Фонда кино и Минкульта, продакт-плейсмент и реклама на ТВ — на выходе посредственный фильм, низкие оценки критиков и слабые сборы.

Кадр из фильма «Миллиард»

1 марта в России перенесли старт проката четвёртых «Мстителей» с 25 на 29 апреля — картина выходит на несколько дней позже, чем в США и Европе. Ни Disney, ни Министерство культуры тогда не давали комментариев о том, с чем связан перенос премьеры.

Спустя почти два месяца, 23 апреля, «Ведомости» со ссылкой на источники сообщили, что «Мстителей» перенесли с целью увеличить сборы российского фильма «Миллиард». Но крупнобюджетный блокбастер с Владимиром Машковым в главной роли в первый уик-энд собрал меньше денег, чем ожидалось.

«Мстителей» перенесли тихо, чтобы избежать скандала как в прошлые разы

Впервые Министерство культуры выступило с инициативой «защитить» российские картины от «Мстителей» больше четырёх лет назад — когда выходила «Эра Альтрона» в 2015 году. Тогда для зрителей перенос премьеры был со знаком плюс: ради того, чтобы «снизить давление» на военную драму «А зори здесь тихие...» новый блокбастер Marvel показали даже раньше, чем в США. Спустя три года, в 2018 году, Минкульт снова захотел провернуть этот трюк, но в обратную сторону — «Войну бесконечности» передвинули с 3 на 11 мая ради военной картины «Собибор», выпущенной ко Дню победы. После общественного резонанса и публичного недовольства кинотеатров «Мстителей» вернули на прежнюю дату, но придумали лазейку — 9 мая кинотеатры крутили только отечественное кино. Это не сработало: «Собибор» не увеличил сборы, а кинотеатры потеряли деньги. Зрители просто не пошли в кино, раз там не идёт «Война бесконечности».

В 2019 году Минкульт начал придумывать новые схемы для «защиты» российского кино. Чиновники впервые официально попросили раздвинуть даты премьер похожих мультфильмов — бельгийского «Королевский корги» и российского «Гурвинек». Хотя это сделали по закону, кинотеатры взбунтовались и пригрозили вообще не показывать отечественную картину, так как без зарубежной премьеры они рисковали потерять до 100 миллионов рублей. Минкульт не прислушался. В итоге «Гурвинёк» провалился в прокате, а «Королевский корги» вышел чуть позже и собрал 200 миллионов рублей.

К премьере финала «Мстителей» Минкульт понял, как проводить политику протекционизма российского кино: договариваться с кинотеатрами заранее и двигать крупные премьеры вроде фильмов Marvel без лишнего шума.

В марте Ассоциация владельцев кинотеатров (владеет более тысячей залов в России, туда входит крупнейшая сеть «Синема Парк» и «Формула кино») согласилась поддерживать в прокате только десять отечественных фильмов в год. Это картины с кассовым потенциалом и широкой рекламой, о премьере которых надо договариваться минимум за полгода. Хотя о соглашении стало известно уже после переноса «Мстителей», вероятно, это решение стало ключевым для главной весенней премьеры.

Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Во-первых, о переносе «Мстителей» стало известно за два месяца до премьеры — и это сделал сам Disney, без участия Министерства культуры. Во-вторых, обе стороны отмолчались о причинах назначения новой даты, а Ассоциация кинотеатров не оспорила это, как делала раньше. В-третьих, в кинобизнесе узнали о настоящей причине переноса «Финала» гораздо раньше, чем зрители: главный редактор «КиноАфиши» Татьяна Шорохова рассказала, что релиз сдвинули ради второй недели проката для «Миллиарда». И в-четвёртых, примерно за неделю до премьеры кинотеатры всё-таки попросили поставить «Мстителей» пораньше хотя бы в IMAX. Это случилось только когда Disney отменила пресс-показы и сеансы с субтитрами, в сеть просочились ключевые сцены картины, а зрители собрали 48 тысяч подписей под петициями с требованием вернуть премьеру на 25 апреля. Тем не менее Минкульт отрицает все слухи о протекционизме «Миллиарда» и не собирается сдвигать «Финал» на ранний срок.

«Миллиарду» не помогла «защита Минкульта» — фильм не отбивает бюджет

«Миллиард» — это крупный блокбастер, который снимали в Москве, Марселе, Ницце и Монте-Карло. Его неофициальный бюджет — 260 миллионов рублей, в главной роли — Владимир Машков, фильмы с которым становятся кассовыми хитами («Движение вверх», «Дуэлянт», «Экипаж»). Картина получила масштабную рекламную кампанию: на «России 24» её назвали «самой зрелищной премьерой весны», а «Фильм Про» счёл её «главным фильмом апреля». А также — поддержку Фонда кино на безвозвратной основе (сумма не называется), и большое количество продакт-плейсмента. Например, на экране показывают, как главный герой садится в Rolls-Royce, его ассистентка открывает «Яндекс.Карты», и вместе они приезжают в KFC.

Рекламные ролики «Миллиарда» часто показывали перед другими фильмами: трейлер увидели примерно пять миллионов зрителей — это больше, чем у детского хита от Disney «Дамбо» и экранизации комикса «Хеллбой».

Несмотря на эти факторы, в первый день проката «Миллиард» стартовал хуже, чем подростковая драма «После» — 24 миллиона против 25-26 миллионов рублей. За выходные фильм с Машковым собрал 150 миллионов рублей — это хуже, чем «Духлесс 2» от того же режиссёра Романа Прыгунова (218 миллионов рублей). При таких показателях картина не сможет отбить затраты на производство и маркетинг, ведь для этого надо собрать три своих бюджета: 50% сборов отходят кинотеатрам, 15-20% получает дистрибьютор, 30-35% остаётся производителю. Это около 800 миллионов рублей.

«Защита» российского кино Минкультом не работала и раньше. На 9 мая 2018 года убрали «Мстителей» — кинотеатры потеряли деньги и сборы не выросли. Годом ранее 9 мая шли «Стражи Галактики. Часть 2», которые принесли 120 миллионов рублей. Это больше, чем вместе взятые «Собибор», «Тренер», «Смешарики» и «Танки», которые предложили зрителю в День победы в 2018 году.

Российским критикам «Миллиард» тоже не понравился. На портале с рецензиями «Критиканство» средняя оценка фильма — 42 из 100 баллов, а пользовательская оценка на «КиноПоиске» — 5,5 из 10 баллов. Авторы рецензий отметили, что при приятной картинке и очевидно дорогих съёмках за границей, «Миллиард» получился «неинтересным», «с идиотскими сюжетными решениями» и выглядящим как «бледная копия фильмов про Дэнни Оушена».

«Миллиард» — кино не реалистическое, это скорее сказка, разработанная в духе любимых зрителем «Друзей Оушена». Поэтому неудобных вопросов, которых при просмотре может возникнуть целая туча, лучше картине не задавать. Соответственно, нужно рассматривать эту хлипкую, но притягательную историю в рамках придуманного создателями художественного мира, в котором есть место искусственным и ненатуральным вещам, например, откровенно фантастическому ограблению, во время которого возможен душещипательный разговор о семейных ценностях.

«Миллиард» — посредственное кино, особенно если сравнивать с другими российскими фильмами

За последние два года становится меньше поводов применять выражение «российское кино — ***** [плохое]». Параллельно с дорогими картинами с поддержкой государства, которые принято ругать («Викинг», «Движение вверх», «Защитники»), выходят менее крупные, но более качественные фильмы. В 2017 году — это «Нелюбовь», «Аритмия», «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов», в 2018 году — «Лето», «История одного назначения» и «Я худею». Это или лёгкие и приземлённые ленты, либо злободневные и исторические картины.

От того вдвойне тяжелее было смотреть «Миллиард», ведь он как будто намеренно пытается выглядеть как типичный российский фильм для обзора BadComedian — «Неуловимые», «СуперБобровы» или «Ночные стражи». Они выглядят одинаково: дорогая операторская работа, опытный режиссёр, яркая картинка, и в то же время — картонные персонажи, как из дешёвых телесериалов, сюжет, полный логических несостыковок, и обязательная любовная линия совсем ни к месту. Такой же и «Миллиард»: боевик-ограбление о суперуспешном олигархе, который превращается в семейную мелодраму, когда главному герою понадобились сыновья и дочь, что с ним никогда не жили.

Ни один фильм не заслуживает переноса премьеры конкурирующего по прихоти Министерства культуры, ведь это нарушает правила честной конкуренции. А ставка властей на «Миллиард», ради которого двигают одну из главных кинопремьер года, ещё более непонятна.

Если попытаться оценить «Миллиард» как зритель, то станет непонятно, почему в Минкульте так уверены в этом фильме. «Семья» олигарха составлена из неприятных и неуважающих друг друга людей, схема авантюрного ограбления не выдерживает сравнений ни с «Оушенами», ни с «Иллюзией обмана», а олигарх Машкова становится другим человеком по бессмысленному щелчку сценаристов только для того, чтобы спасти всех словно Бэтмен. Неудивительно, что даже при отсутствии громких зарубежных картин зрители не понесли деньги подобному примеру российского кинопрома.

Можно договариваться с кинотеатрами, можно двигать даты релизов, можно постоянно избавляться от конкуренции, но куда эффективнее было бы просто снимать хорошее кино. Оно и денег соберёт, и зрителям запомнится.

#мнение #кино #мстители #деньги #минкульт