Интернет
Саша Кириллова

История TJ глазами тех, кто его делал

Из маленького журнала о твиттере до главного издания про интернет.

Иллюстрация TJ

«У нас забронирован стол на имя TJournal», — говорю я молодому человеку за барной стойкой. «О, TJournal», — оживляется бармен. — «Я пришёл сегодня на работу и прочитал новость, что TJ закрывается. Думал, с кем мне её обсудить, а тут мне сообщили, что какие-то ребята забронировали стол на TJournal. Это вы?».

Так начался вечер 22 августа 2022 года, когда петербургская часть последнего полного состава редакции TJ собралась в баре на улице Некрасова. За несколько часов до этого издание объявило о своём закрытии. На душе у всех было тяжело, но мы радовались встрече друг с другом, хоть и по печальному поводу. Общую грусть пытались развеять сотрудники бара: в подарок TJ получил шесть шотов — то ли в качестве соболезнования, то ли в качестве сочувствия.

Так подходила к концу история TJournal. Но начиналось всё куда интереснее.

Как появился TJournal: роботы, роботы и срачи в твиттере

11 лет назад TJ выглядел совершенно иначе, чем в сентябре 2022 года. На главной странице не было ни блока с новостями, ни пользовательских постов, ни редакционных разборов и историй. Всем управляли роботы, которые анализировали твиттер, СМИ и собирали главное из интернета. Тогда проект и назывался иначе — The Twi Journal.

TJ появился в июне 2011 года из идеи Владислава Цыплухина — тогдашнего пресс-секретаря «ВКонтакте». «У меня была только общая идея, которая периодически всплывала в голове: „Информации стало слишком много, кто-то должен её фильтровать“», — вспоминает Владислав. — «Придать ей форму на ранней стадии мне помогли дизайнер Саша Веремеев и разработчик Илья Чекальский».

Главная The Twi Journal в конце 2011 года, источник: web.archive

Суть идеи — выбирать лучшее из русскоязычного твиттера и отдавать это пользователям в форме «газеты». «Мы решили строить топ из твитов и анализировать ссылки на СМИ, которые они публикуют. Этот подход позволял давать вполне ясную и оперативную картину дня в российских медиа», — говорит Цыплухин.

Через пару месяцев в The Twi Journal поняли, что только роботов для существования проекта недостаточно. Интернет-культура требовала дополнительного осмысления, а иногда — прямого объяснения. Так в команде появился первый автор и главный редактор Никита Лихачёв.

Робот не мог составить полную картину дня на основе только популярных твитов, ему нужен был человек, круглосуточно сидящий в социальных сетях и следящий за обсуждениями в медиа и тусовке.

Никита Лихачёв

Создатели TJournal выбрали твиттер в качестве основной соцсети — в 2011 году там не только сидели практически все ключевые лидеры мнений, но и регулярно появлялись новые. «Это была та ещё каша, но среди всего этого хаоса можно было ежедневно находить что-то интересное», — отмечает Никита.

Твиттер был простой для анализа соцсетью и обладал очень развитым API. Это давало богатый инструментарий для взаимодействия с контентом, а некоторые сервисы позволяли эффективно выкачивать все твиты в реальном времени.

В твиттере было невозможно разобраться сходу, где что происходит и на кого подписываться: никаких умных рекомендаций тогда не было, нужно было знать, куда тыкать и что вводить. Наша команда это понимала и превращала в сервис, упрощающий восприятие повестки в твиттере.

Никита Лихачёв

Обработкой твитов занимался робот по имени Адам. Он отбирал их из базы пользователей примерно в 400 аккаунтов. Список команда TJ собрала вручную. Программа сортировали твиты по популярности в зависимости от количества ретвитов и несколько раз в день отправляла рейтинг из нескольких десятков свежих твитов на главную страницу.

В октябре 2012 года на сайте появился ещё один инструмент автоматический агрегации — «Медиатор». Он собирал популярные публикации СМИ и отображал на сайте выборку материалов за определённый промежуток времени: три часа или десять часов. Список новостей формировался по количеству упоминаний одинаковых ссылок от разных аккаунтов с учётом ретвитов.

Главная сайта в январе 2013 года, источник: web.archive.org

«Так получалась более объективная картина обсуждаемых новостей дня из материалов медиа, чем в них самих. Она учитывала поправку на реальный интерес в соцсетях», — говорит Лихачёв.

Редакционные форматы: от «таблоида» к «не_таблоиду»

Нельзя говорить, что «ранний TJ» — это сплошь власть роботов. Авторские заметки появились в проекте ещё летом 2011 года. Первыми редакционным форматами того времени стали «Сливы», сначала существовавшие в виде проекта TwiTabloid, и «От редакции».

TJ в начале 2013 года, источник: web.archive.org

«Сливы» изначально задумывались как материалы на основе пользовательских наблюдений и «инсайдов». В реальности вышло немного иначе. «Мы думали, что нам будут присылать на почту что-то, что ускользнуло от наших глаз, «сливать» кого-то, на кого ещё не обратили внимание другие медиа. Но чаще получалось так, что мы сами замечали истории внутри обсуждений в твиттере», — рассказывает Лихачёв.

Это был первый среди российских медиа формат обзора срачей в соцсетях. Позднее его подхватили Life, «Лента.ру», Medialeaks и другие. Причём такой формат так и не стал актуальным для других соцсетей, потому что они не были такой площадкой как твиттер.

Никита Лихачёв

«От редакции» был основным форматом для новостей, не связанных с обсуждаемой повесткой. Там публиковались интервью и новостные заметки — сначала про функции того же самого твиттера, а затем и всего связанного с интернетом.

Вместе с расширением числа тем и форматов начала расти команда TJ. Первым редактором стала Ольга Жигулина, позже новостные заметки стали писать и другие авторы. Среди них Константин Панфилов, Павел Фёдоров и Александр Щепилов. Тогда в TJ, как рассказывает Ольга Жигулина, «все делали всё».

Я попала на TJ, когда никакой редакции ещё не было — вместо неё был Никита Лихачёв. Тогда он отвечал за большие форматы, а я — за то, чтобы соцсети не простаивали всё остальное время. Постепенно добавилась авторская и редакторская работа [...], а в редакцию приходили новые авторы. Это был ни с чем не сравнимый период превращения стартапа в издательский дом.

Ольга Жигулина

Расширение числа форматов шло постоянно: «мы много экспериментировали», говорит Жигулина. «Например, мне ужасно нравилось собирать „Места“ в одной ныне запрещённой соцсети с картинками. Теперь это кажется супербанальным, но десять лет назад мы путешествовали по чужим снимкам, а я старалась искать необычные локации и крутые ракурсы».

TwiStock или «А вообще-то я предприниматель»

Ещё один элемент «раннего TJ» — биржа твиттер-аккаунтов TwiStock. Это был симулятор настоящей торговой биржи, где можно было «покупать» акции пользователей соцсети. Цена одной акции высчитывалась по специальной системе, определявшей популярность того или иного блогера. Пользователи TJ могли делать ставки на начинающих «твиттерских», рейтинг которых мог бы вырасти в перспективе, и зарабатывать игровые деньги на разнице цен.

Игра основывалась на знаниях робота о текущей популярности всех анализируемых им аккаунтов. «Никаких [реальных] денег задействовано не было: валюта для покупки была виртуальной и раздавалась всем на старте как подарок. Пополнить счёт тоже было нельзя, как и вывести с него „деньги“», — рассказывает Лихачёв.

По словам Лихачёва, проект запустили ночью, а к утру от нагрузки сгорел сервер, хостивший TwiStock. Пришлось спешно переезжать на другой. Идея быстро стала вирусной, но популярным проект пробыл около двух недель — после все устали от спама из твиттера.

Главным фактором успешности TwiStock был логин через твиттер и отправка от имени пользователя сообщения туда после покупки акций с упоминанием того аккаунта, чьи акции покупались. Популярные аккаунты начали получать массовые упоминания о том, что кто-то купил их акции, интересовались проектом и писали о нём.

Никита Лихачёв

TwiStock закрыли примерно через месяц из-за нехватки ресурсов на развитие. «Через некоторое время после ко мне пришёл знакомый и спросил, будем ли мы развивать проект дальше. Я сказал, как есть. В итоге он поехал в Сингапур, взял 200 тысяч долларов инвестиций и через полгода создал такой же проект, но прикрутил к нему возможность получать ценные вещи за внутреннюю валюту», — рассказывает Лихачёв. Проект закрылся примерно через два месяца.

Финансирование из кармана и первые инвестиции

Первое время TJournal существовал на собственные средства команды. Её участники параллельно работали на других работах, а денег на оплату серверов требовалось немного. Влад Цыплухин говорит, что в команде к проекту относились «как к хобби и эксперименту».

Через несколько месяцев после запуска The Twi Journal получил грант Start Fellows в 25 тысяч долларов от фонда Дурова и Миллера. Затем в него инвестировал сооснователь «ВКонтакте» Лев Левиев. По словам Влада Цыплухина, первые годы Левиев финансировал проект со словами: «Делайте, что считаете правильным».

В апреле 2013 года в «Новой газеты» вышло расследование про связь тогдашнего руководства «ВКонтакте» и администрации президента РФ на основе слива почтовой переписки. В нём сообщалось, что первые месяцы TJournal существовал не на личные деньги редакции. Тогда Владислав Цыплухин сообщил «Новой газете», что работает только во «ВКонтакте» и не имеет отношения к TJournal. После ухода из компании он заявил, что соврал, так как хотел «вывести проект из-под удара».

Я по глупости успел косвенно втянуть проект [TJournal] в мутную историю сложных взаимоотношений «ВКонтакте» и правительства, за что потом пришлось извиняться публично и перед командой. Сам проект и команда ни в каких тёмных историях никогда участия не принимали.

Владислав Цыплухин

Всё ближе к новым медиа: ненастоящая смерть в сентябре и перезапуск

В сентябре 2013 года The Twi Journal перезапустили: он поменял дизайн и стал называться TJournal. Перед этим сайт несколько дней не работал, вместо него пользователи видели заглушку с текстом: «Спасибо, это были два потрясающих года. Но, кажется, что-то пошло не так».

На вопрос о перезапуске в твиттере Никита Лихачёв ответил, что его не будет. А Лев Левиев опубликовал твит о том, что «устал от стартаперов».

По словам Лихачёва, через «закрытие» команда хотела привлечь к проекту внимание. А сайт закрывали для переезда на новый движок и дизайн.

2 сентября 2013 года TJournal вновь заработал, но уже с новым названием, логотипом и продуктом.

Основным изменением стал системный подход к написанию материалов и более высокая планка качества. Мы начали писать аналитику про медиа, интернет-компании и интернет-культуру, запустили формат колонок. Расширялся и список тем: мы втаскивали общественно-политический дискурс в тематику издания: например, писали про активности Роскомнадзора и законопроекты.

Никита Лихачёв

Тогда же расширился штат TJournal. В издание пришли бывшие сотрудники «Ленты.ру» Султан Сулейманов и Виктор Степанов. А также Вадим Елистратов. Сулейманов занял пост шеф-редактора и занялся построением новостной редакции.

По словам журналиста, ему трудно долго находиться на одном месте, а предложение Цыплухина пришлось очень вовремя. «Немного лести, немного обещаний, что вместе мы свернём горы — и вот я уже готов прыгать в стартап, чтобы сделать эгегей», — вспоминает Султан.

Ночь перед перезапуском TJ, фото из архива Ольги Жигулиной

По словам Сулейманова, новости дают сайту ощущение жизни, это всегда много обновлений в день. «Написанием только длинных статей компактной редакцией такого не добиться».

Новости — очень простой формат, раз уж даже у меня без журналистского образования ушла пара дней на то, чтобы их освоить. Чтобы начать, достаточно было прочитать книгу «Новостная интернет-журналистика» Амзина и не пытаться художественно выпендриваться в заметках. У меня графомании не было, поэтому писать сухо и по фактам мне нравилось.

Султан Сулейманов

В «новом TJ» стало больше рубрик:

  • «Гость TJournal» с интервью с героями рунета;
  • «Разбор полётов» с аналитическими материалами;
  • «Реалтайм» с онлайн-трансляциями;
  • «Неформат» с подборками самых интересных новостей недели, про которые не писала редакция.

Тогда же в редакции каждый редактор стал закреплять за собой рубрику и еженедельно выпускает в неё текст.

«Я взял рубрику „Ретро“ и каждый четверг рассказывал какие-то олдовые истории. Чаще я ненавидел этот формат, потому что вот уже вечер четверга, текста нет, время идёт, ты обещал, не по-пацански. Но несколько раз удавалось находить бриллианты. Например, про Winamp и безумную войну его создателей друг с другом», — вспоминает Султан.

Влад Цыплухин, Вадим Елистратов и Никита Лихачёв, фото из архива TJ

Редакция усиливалась, а «автоматических материалов» становилось всё меньше. После редизайна с главной страницы исчез «Робот Адам», а агрегаторы не развивались.

Постепенно автоматическая часть контента стала занимать меньше экрана, чем редакционные материалы. В течение 2013 года TJournal превратился из агрегатора новостей в полноценное интернет-издание.

«Традиционный TJ» мне нравился больше всего, и не только потому, что я приложил к этому руку. Просто до этой трансформации я воспринимал издание как какой-то прикол одного Никиты, такой авторский блог, где автор уж очень любит копаться в срачах [...].

Наше важное достижение за 2013-2014 годы: что с нами стали считаться как с медийной площадкой. Да, может маленькие, но вроде и фигню не пишут, и ребята симпатичные, и интересуются искренне.

Султан Сулейманов

TJ встречает «Комитет»

В апреле 2014 года TJournal вместе с изданием vc.ru (тогда — «Цукерберг позвонит») и сервисом Spark вошли в состав издательского дома «Комитет». В компании назвали это закономерным шагом для проектов с общим инвестором, так как совладельцем обоих изданий был фонд — Vaizra Capital, учреждённый Львом Левиевым и его партнёром. Тогда же проект сменил название на более короткое — TJ.

Когда Лев Левиев устал финансировать наши эксперименты, он сказал, что пора превращать хобби в бизнес. На тот момент он уже приобрел 30% проекта «Цукерберг позвонит». Я сказал, что сделать бизнес из одного TJournal будет сложно, но, если слить активы, то можно попробовать.

Владислав Цыплухин

По словам Лихачёва, основной причиной для объединения стало выживание. «У TJournal уже была своя технологическая платформа, позднее оформившаяся в „Основу“, а у „Цукерберг позвонит“ — премиальная аудитория бизнес-сообщества. Главным изменением стало создание общего рекламного отдела, который мог бы эффективно продавать рекламу на обоих изданиях», — рассказывает Никита.

Никита Лихачёв наблюдает за падением рубля в 2014 году, фото из архивов TJ

«Ещё один поверхностный вопрос, который крутился в то время в голове: „Если сайты принадлежат нам и очень похожи, то почему у них не единый код?“», — вспоминает Цыплухин.

В сентябре 2016 года закрылось издание w-o-s.ru, и команда разработчиков предложила «Комитету» вместе развивать проект Verstka. «Мы друг другу понравились, и мне удалось заинтересовать их идеей создания единой платформы для медиа», — рассказывает Владислав.

Тогда встал вопрос, как убедить акционеров профинансировать разработку общей основы. «Разговор был примерно таким: „Мы уже несколько лет убыточны, как зарабатывать пока не знаем. Ах да, и ещё хотим попросить, чтобы вы дали денег на разработку сложной платформы. Но они согласились», — говорит Цыплухин. Тогда разработчики изданий, включая специалистов, которые пришли из spark.ru, объединились с бывшей командой w-o-s.ru.

В июле 2016 «Комитет» приобрёл сайт-сообщество игровых разработчиков DTF и объявил о запуске игрового издания. Проект заработал сразу на новой платформе Osnova.

Osnova, фото: «Комитет»

Платные комментарии и ставка на пользователей

В ноябре 2014 года на TJ появился Paywall. Идея родилась из шутливой колонки Златы Николаевой под заголовком «Почему комментарии должны быть платными». В ней она предложила радикальный способ ограничить аудиторию до релевантной, потому что ей надоели пользователи, которые приходят с вопросами типа: «А кто такая Злата Николаева, и почему я должен её знать?».

Проблема была актуальна и для TJ. По словам Никиты Лихачёва, в конце 2013 и начале 2014 года издание столкнулось с большим ростом и наплывом комментаторов. «У нас раскачался паблик во „ВКонтакте“, вирусно популярные статьи заносили к нам залётных пользователей, писавших остроты в духе „Лол“, „Кек“ и „Почему это должно быть кому-то интересно?“», — вспоминает Лихачёв. Платные комментарии стали способом их ограничения.

Количество комментирующих пользователей резко уменьшилось, но зато средняя осмысленность комментариев резко повысилась, а сама причастность к числу тех, кто имеет платную подписку, стала формировать некоторую элитарность пользователей TJournal как закрытого клуба. Ну, не совсем закрытого, ведь каждый мог купить подписку, но в итоге делали это лишь немногие.

Никита Лихачёв

Платная подписка способствовала развитию пользовательского контента на TJ. Её обладатели получили возможность не только комментировать посты редакции или отключать баннерную рекламу, но и писать свои материалы.

«Это сделало TJ гораздо интереснее и живее, и заставило редакцию соревноваться в скорости работы. Зачастую новости от пользователей появлялись быстрее, чем мы успевали заметить их сами, не говоря о том, чтобы написать и опубликовать», — рассказывает Лихачёв.

Иногда пользователи обижались на несправедливые баны, удаления заметок или игнорирование их материалов — часто мы начинали писать новость сами и не переносили уже написанное в материал, который появился на сайте от пользователя в виде короткой ссылки.

Никита Лихачёв

UGC активно развивался и при помощи конкурсов, стимулирующих пользователей на написание материалов определённого формата. За них выдавались призы: спонсорские или от редакции. Например, совместный с UTair «Место на карте» про истории любимых городов или с Avito «Продам гараж XVIII века» по написанию объявлений от исторических личностей. Многие конкурсы проводили и сами пользователи: они придумывали темы и призы.

«Сама редакция породила мем про Зоибану, ожидающего толстовку, так как не подготовила заранее призы к конкурсу на лучший читательский материал и потом мучительно долго занималась производством злосчастной толстовки», — вспоминает Никита.

Редакция TJ усиливалась, но пользователи оставались важной чертой издания. Они придумывали свои мемы, делились на враждующие «кланы», подпинывали редакцию за ошибки в материалах и тепло хвалили за выдающиеся тексты. А еще активно писали свои — порой не менее интересные, чем редакционные.

T и J становятся единым целым, а интернет получает самостоятельный отдел

С 2015 по 2018 годы TJ активно менялся как визуально, так и тематически. В конце 2015 года на сайте обновился редактор и появились четыре раздела: «Новости», «Статьи», «Видео» и «Оффтоп». В первом публиковались материалы до 350 символов, во втором — обзоры и репортажи, в третьем — ролики без инфоповода, а в четвёртом — всё остальное. В них могли писать и редакторы издания, и пользователи.

В июле 2017 года у TJ изменился логотип — таким он остался. Причина —прежний знак устарел и перестал отвечать техническим требованиям платформ. Теперь вместо T и J на логотипе находилась всего одна, но объединяющая обе буквы.

Процесс создания нового логотипа, иллюстрация из архивов TJ

В начале 2018 года в редакции TJ появился отдел интернета, который возглавил Евгений Кузьмин. К этому моменту он уже несколько лет работал в редакции. А в конце на сайте произошёл масштабный редизайн. Тогда на TJ появились тематические подсайты, а посты редакции обзавелись галочками.

2017-2019 годы стали особо важными для TJ. Шеф-редактор Вадим Елистратов ушел из команды, но зато она усилилась новыми авторами. Многие из них — простые выходцы из комментариев, которые пробовали писать свои статьи на TJ или иногда помогали команде. Теперь же они стали новой ведущей силой издания под началом старичков — Лихачёва и Жигулиной. Среди них:

  • Евгений Кузьмин;
  • Николай Чумаков;
  • Василий Басов;
  • Александр Фаст;
  • Сергей Звезда;
  • Роман Персианинов;
  • Анатолий Чиквин;
  • Дамир Камалетдинов;
  • Григорий Вольгин;
  • Светлана Чалова;
  • Майя Гавашели;
  • Дарья Лейзаренко;
  • Артём Мазанов.

Первый съезд обновлённой редакции TJ, 2018 год

Шизомемы, кальджубасики и фурри-фандом: краткая история отдела интернета

За семь лет работы тематика TJ сильно расширилась и уже не ограничивалась темами интернета и соцсетей. Чтобы усилить эту составляющую, в январе 2018 года в редакции появился отдел интернета.

«История отдела интернета началась с того, что меня чуть не уволили», — рассказывает первый глава отдела Евгений Кузьмин. — «Сначала я был очень плохим новостником: писал мало, долго, неказисто, сливался с тем. Затем из меня пытались сделать автора разборов и «обвесов», но выходило скучно.

В итоге Никита позвонил и сказал, что мне нужно найти себе место, иначе наши пути разойдутся, а я на TJ всегда любил читать не новости или про политику, а срачи в твиттере, мемы и интернет-приколы. С расширением повестки журнал понемногу терял это».

Первая встреча отдела интернета, фото из архива Дарьи Лейзаренко

Первое время Евгений Кузьмин был единственным редактором отдела интернета и должен был быстрее всех замечать мемы, тренды и интернет-явления. По словам Евгения, TJ становился переходным местом между мейнстримом и теми, кто «на острие всего нового».

Мы подмечали мемы и тренды рано, но всегда выжидали, чтобы понять — умрёт или не умрёт. Нас часто называли тормозами и шутили, что мы только убиваем мемы. Но мы и не пытались открыть их тем, кто о них уже знает. Самое крутое чувство: когда ты написал статью о меме или интернет-персонаже, а потом это подхватил весь рунет. Иногда думаешь: а был бы такой эффект без меня? Или, может, картинки типа «Наташа, вставай» или рыбов так и остались локальными однодневками.

Евгений Кузьмин

За 3,5 года работы отдел интернета обзавёлся своей системой рубрик, а также пополнился ещё двумя редакторами — Дарьей Лейзаренко и Максимом Друковским. «Мне кажется, мы одними из первых сделали „Тред“ самостоятельной рубрикой в СМИ. Я в числе первых в рунете писал про тикток, онлифанс и другие вещи, которые сильно изменили интернет», — говорит Кузьмин.

TJournal стоял у истоков так называемой журналистики скриншота. Над этим посмеивались, не воспринимали всерьёз, но читали и обращались, когда терялись в повестке интернета. Я себе как раз это объяснял: я пишу для тех, кто зашел в интернет вечером и остался в недоумении от увиденного: «Кажется, я что-то пропустил сегодня».

Евгений Кузьмин

«Больше трёх лет мы работали вместе с Женей — писали про гачимучи, шизомемы, кальджубасики, чмонь, фурри-фандом, аниме, шлёп, кьюанон и никому не нужные шутки из твиттера», — вспоминает Дарья Лейзаренко. — «Это было классное время: мы находили прикольные темы и исследовали необычные вещи в интернете».

Женя помог мне стать хорошей авторкой и редакторкой — он всё это время был моим ментором, терпеливо учил меня и всего лишь несколько раз порвался. Такого начальника можно пожелать всем — достаточно строгого, но понимающего.

Дарья Лейзаренко

В январе 2022 года Женя Кузьмин стал шеф-редактором TJ, пост главы отдела заняла Дарья Лейзаренко. «Я успела поработать главой отдела интернет два месяца. За это время мы наняли третьего редактора — Аню Павлову, начали думать о том, чтобы запускать новые процессы, и делить обязанности между друг другом. К моменту, когда Аня всему научилась и можно было запускать новые прикольные штуки, случилось 24 февраля», — говорит Дарья.

Из пользователя в журналисты: как работала «Лига авторов»

В сентябре 2019 года TJ объявил о создании «Лиги авторов» — сообщества журналистов и пользователей, которые пишут лонгриды для проекта. Её идею придумал Никита Лихачёв, а руководителем проекта стал Роман Персианинов — первый редактор отдела лонгридов, пришедший в команду в конце 2016 года.

Темы в «Лиге авторов» отличались большим разнообразием: от исторических экскурсов до увлекательного личного опыта и разбора технологий. За два года там вышло около 350 текстов. «Сейчас понимаю, что многие статьи нуждались в более сильной редактуре, а некоторые стоило вовсе зарубить. Но у нас бывали и настоящие алмазы», — вспоминает Роман. — Например, это тексты Артёма Иванова — доброго парня и активного участника сообщества. Его смерть в октябре 2020 года стало шоком для TJ и лично для меня».

Встреча участников «Лиги авторов» и редакторов TJ, фото Татьяны Комаровой

Встреча участников «Лиги авторов» и редакторов TJ, фото Татьяны Комаровой

Пользователей TJ среди участников «Лиги» было ощутимо меньше, чем людей со стороны, отмечает Роман. «Но прелесть в другом: когда авторы сдавали статьи, они постепенно становились участниками сообщества, оно принимало их. Пользователи донатили внештатным авторам или просили добавить в закрытый чат, чтобы узнать, как устроена работа Лиги».

В конце 2021 года в «Лиге авторов» произошло два изменения: появилась ещё одна редакторка — Ольга Щербинина и изменилась тематика статей. Редакция заявила о «возвращении к истокам», а именно к текстам про интернет и технологии. Многие авторы отреагировали на это с разочарованием: «Их можно понять. Обидно, когда курс корабля меняется без предупреждения, и ты оказываешься не у дел», — отмечает Персианинов.

Это было непростое время — авторы отваливались, а новых найти было сложно. Но тексты всё равно выходили и успешно сочетались с упором редакции на темы интернета и технологий. Уверен, что мы бы довели этот процесс до успеха, если бы не внешние обстоятельства.

Роман Персианинов

Одним из самых ярких участников «Лиги» стала Екатерина Кузнецова. Она начала писать лонгриды на TJ как обычный пользователь, потом попробовала себя в «Лиге», быстро набила руку и стала полноценным участником редакции.

После Лихачёва: история TJ с конца 2019 года

В сентябре 2019 года Никита Лихачёв ушёл с поста главного редактора TJ. В прощальном посте он написал, что хочет попробовать себя в чём-то новом, ведь он руководил проектом восемь лет. «Когда мы начинали, это равнялось двум президентским сроками», — заявил создатель TJ.

Главным редактором стал Сергей Звезда, а его заместителем — Роман Персианинов. «С конца 2016 года я работал в проекте выпускающим редактором. Постепенно Никита понял, что выжал всё из себя для TJ, а также сделал всё возможное, чтобы TJ жил и дальше», — рассказывает Звезда. — «Никите хотелось двигаться дальше, и он решил, что нужно на кого-то перевести все дела. Их разделили между мной и Ромой».

В новом статусе Сергей Звезда занялся новостной повесткой и текущими процессами, а Роман Персианинов лонгридами и работой с внештатниками. «Конечно, наши области пересекались, потому что в маленьком издании не бывает самостоятельных отделов, а есть определённая доля хаоса», — отмечает Звезда.

Мы неплохо выросли за последние три года: перестроили новостную редакцию, по новому стали смотреть на многие инфоповоды и с нуля создали «Лигу авторов» [..], а кроме того — вернули интернет-культуру в центр TJ. Это помогло сохранить тот образ издания, за который его любят [..].

Но нам стоило больших сил сохранить этот облик. На наше с Ромой главредство выпало на огромное количество сложных периодов. Я не хочу сваливать вину на внешние обстоятельства, но мы руководили изданием про интернет и технологии в моменте, когда вокруг происходило множество процессов, которые никак с ними не соприкасались. Это было опытом похожим на извержение вулкана.

Сергей Звезда

В марте 2022 года TJ не в первый раз столкнулся с ограничениями от Роскомнадзора. Ведомство регулярно присылало предупреждения на счёт тех или иных статей и добавляло материалы в список запрещённой информации. Звезда поясняет, что всё взаимодействие редакции с государством строилось на письмах от РКН.

«Это не всегда было связано с политикой, намного раньше государство начало давить на медиа через материалы про наркотики, ЛГБТ, суицид и прочее. С юристами мы решали, что делать дальше. Иногда скрывали доступ на территории России. Например, известная история про то, что Роскомнадзор заблокировал материалы про расследования Навального», — говорит Звезда.

24 февраля, блокировка и тонущий корабль

14 марта 2022 года Роскомнадзор заблокировал TJ. Официальной причиной блокировки ведомство назвало «недостоверную информацию о спецоперации на Украине».

Сергей Звезда говорит, что в редакции ждали блокировку, а работа после 24 февраля напоминала «минное поле». «Предугадать, как поведёт себя Роскомнадзор, больше было невозможно», — говорит бывший главред. — «В марте у нас даже появилась внутренняя шутка о том, почему же нас до сих пор не блокируют. Конечно, мы не хотели приближать этот момент, а работали, как работали».

В какой-то момент мы поняли, что часть редакции не может зайти на сайт. А потом увидели в лентах новостей про блокировку — ещё до того, как сами сообразили, что произошло. Но нам хватило пяти минут, чтобы преодолеть состояние шока и продолжить писать новости. Мы не сразу отрефлексировали, что произошло, было много работы.

Я сам не сразу понял, что это что-то неизбежное. Мы с юристом писали жалобы, пытались выяснить причины.

Сергей Звезда

После 1 апреля 2022 года работа TJ изменилась кардинальным образом. В редакции осталось всего пять человек: «Нам пришлось уволить огромную часть сотрудников, так как компании было нужно сократить расходы. Мы стали менее привлекательны для рекламодателей и тех, кто помогал нам с сервисом донатов», — объясняет Сергей Звезда.

Многие сотрудники TJ покинули редакцию по собственной инициативе, например, замглавреда Роман Персианинов и шеф-редактор Евгений Кузьмин. Одной из статей сохранения расходов стало сокращение «Лиги авторов» — её закрыли. «Я был одним из авторов этой инициативы, я любил „Лигу“, но сохранение команды всегда оставалось приоритетом», — рассказывает Роман.

Я больше двух лет занимался «Лигой», поэтому её закрытие не прошло для меня без следа. Я выгорел. Вскоре стало ясно, что сокращать команду всё равно придётся — встал выбор, кто должен уйти. Меня не было в списке на сокращение, но я вызвался заменить другого человека. Это не было формой героизма или самопожертвования — я просто понимал, что больше не могу так же круто ***** в TJ, как когда-то.

Роман Персианинов

Похожие причины приводит и Евгений Кузьмин. «Я хотел продолжать работать в TJ, но блокировка поставила вопрос — нужно сокращать много людей. Я не понимал, какие вообще перспективы у заблокированного издания, что я смогу привнести в него, и у меня была возможность условно „пожертвовать“ собой и спасти кого-то из команды. Вот я и ушёл сам», — говорит редактор.

«Несмотря на наши рекордные показатели в начале года, аудитория начинала падать. Блокировка серьёзно влияет на издание из России, никакое колдовство не спасёт вас от последствий. А с 1 августа нас стало уже четверо», — отмечает Звезда.

Созвон последней редакции TJ

После всех сокращений главным редактором остался Сергей Звезда, а его заместительницей стала Дарья Лейзаренко. «Мы пытались работать так же, как и раньше, когда нас было 15 человек, но получалось с трудом. Отказались от лонгридов, некоторых разборов, каких-то мелких новостей. Я стала заниматься вообще всем: от придумывания тем и заказа внештатных текстов до работы новостника. Но старалась больше писать про то, что люблю больше всего — интернет», — говорит Дарья.

«Похоже на смерть близкого человека»: как закрывали TJ

«Разговоры о его закрытии шли последние несколько лет, потому что проект генерировал убыток — рекламодатели сторонятся любой политики — и оказался в концептуальном тупике», — рассказывает Владислав Цыплухин. Большой проблемой было то, что в компании уже никто не мог чётко ответить на вопрос, о чём TJ, куда он движется и как будет зарабатывать.

«Комитет» стал бизнесом с управляющими партнерами и советом директоров. Бизнес — это структура про эффективность и логику. Если до блокировки существование проекта можно было хоть как-то оправдывать охватом и размером аудитории, то после неё аргументов уже не осталось.

Владислав Цыплухин

На общем голосовании проект решили закрыть, потому что после падения выручки «Комитет» будет вынужден сократить свои расходы ещё как минимум на 30%, отмечает Цыплухин. О закрытии TJ объявили 22 августа 2022 года. В заявлении говорилось, что у «Комитета» закончились средства для развития и поддержки проекта.

«Мы начали скорбеть прямо в рабочее время», — описывает Сергей Звезда ощущения от новости про закрытие TJ. – «Для многих из нас TJ стал глубоко личным проектом и, конечно, такие новости сравнимы с вырыванием частички сердца».

Дарья Лейзаренко узнала про закрытие проекта в отпуске. «Я ехала в трамвае и получила сообщение от Серёжи о том, что нам нужно срочно созвониться. „Мы закрываемся?“. „Да“. „Серьёзно???“. И дальше много матов, восклицаний и стикеров со взрывающимися котами», — описывает она тот день.

Когда созвонились всей редакцией, мы с Серёжей истерически смеялись, Яна плакала, только Макс был относительно спокоен. Было много шуток про смерть, похороны и суицид — это наша общая защитная реакция. У меня было чувство, что скоро нам конец, но когда тебе говорят, что действительно всё, поверить сложно.

Я переживаю закрытие TJ как смерть близкого человека, со всеми стадиями депрессии. Первую неделю было отрицание: я просто не думала об этом. Потом злость, потом торг. Словно твой друг умирает от рака, и ему осталось всего ничего.

Дарья Лейзаренко

Персианинов описывает TJ как самое яркое издание рунета об интернете и его удивительной культуре.

Ну где вы видели столь же качественный текст о феномене гачимучи? А самую подробную историю о том, как «ВКонтакте» стал крупнейшим цифровым кладбищем рунета? Да и вообще — кто так же круто умеет объяснять мемы? Никто, абсолютно никто.

Но мы никогда не ограничивались интернетом, а копали в сложные темы мировых событий, политики, экономики и всего такого. Звучит занудно, но у нас получалось рассказывать об этом интересно. Мы не боялись лезть на территорию серьёзных изданий и конкурировать с ними за читателей.

Роман Персианинов

По словам бывшего замглавреда, TJ уходит, но навсегда останется важной частью рунета. «Иначе и быть не может — вещи, в которые вложили столько сил, сколько редакция и пользователи вложили в TJ, никогда не пропадают бесследно. Те, кого мы любим, никогда нас не покидают. Их всегда можно найти. Вот здесь — ❤».

Съезд редакции TJ в Ленобласти

Никита Лихачёв сравнивает закрытие TJ со смертью близкого человека: «Ты понимаешь, что рано или поздно это произойдёт, но никогда не можешь быть полностью готовым к этому».

Ты проходишь все стадии: «Да не, не может быть — а чё, серьёзно? Вот блин дерьмо», «Да какого хрена вообще, кто так решил?» и «Ладно, с учётом всего — это было неизбежно».

Никита Лихачёв

«Я понимаю все причины закрытия TJournal. У меня никаких вопросов к „Комитету“, который я по-прежнему очень люблю, и скучаю по людям оттуда. Конечно, мне было грустно. Но мне немного легче от мысли, что я приобрёл вместе с TJ», — рассказывает Евгений Кузьмин.

Комментаторы, с которыми я сидел в первых чатах в 2015 году — все ещё мои хорошие друзья. Я общаюсь с ними спустя годы после того, как они перестали заходить на сайт. Я виделся и с «ядром» поновее: Никита, спасибо за те барные встречи в прошлом году. Наконец, мои коллеги стали моими близкими друзьями, и мы до сих пор общаемся каждый день.

TJ умер? Ну не знаю, ребят. Я вот сейчас захожу в телеграм и вижу 15 активных чатов, которые были созданы из-за TJ. Вот это для меня наследие гораздо сильнее, чем всё остальное.

И вообще, что я со своими длинными ответами. Лучше вы расскажите: с каких трёх сайтов начинаете день?

Евгений Кузьмин

Оставайтесь в тренде, оставайтесь классными. И не забудьте оплатить интернет.
Редакция TJ

#tj #лонгриды #tjплачет