{"id":906,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u0440\u044b\u0431\u044c\u0435\u0439 \u0447\u0435\u0448\u0443\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=906&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-krossovki-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=413af13d844da7e84c97fdf1d29e78ebf1a11a0edd61d068a8ddf7c16768b86e","isPaidAndBannersEnabled":false}
Разборы
Яна Ломакина

Кого и за что российские власти объявили СМИ-иностранными агентами — список Минюста (обновляемый) Статьи редакции

«Проект», «Медуза», «Важные истории» — медиа-участники реестра, в котором уже более 80 строк, либо закрываются, либо продолжают работу с большим трудом.

Фото Василия Шапошникова/«Коммерсантъ»

С 2017 года Министерство юстиции признало несколько десятков изданий и журналистов СМИ-иностранными агентами. После получения нового статуса многие из этих медиа потеряли доходы, некоторые закрылись. TJ рассказывает главное о СМИ-иноагентах.

Обновлено 29 октября: В материале — более 80 журналистов и медиа, которых российские власти признали СМИ-«иноагентами».

Как появился закон о СМИ-«иноагентах»

Закон о СМИ-«иноагентах» приняли в 2017 году после того, как власти США решили зарегистрировать российский телеканал Russia Today и информагентство Sputnik в качестве «иностранного агента». Согласно поправкам в закон «О СМИ», право определять в России СМИ-«иноагентов» получило Министерство юстиции.

Получить новый статус могут любые структуры и физические лица, которые получают финансирование из-за рубежа и распространяют информацию. Объявленные СМИ-«иноагентами» обязаны учредить в России юридическое лицо, отчитываться о работе, доходах, расходах и маркировать материалы пометкой, что автор — иностранный агент.

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

https://meduza.io/feature/2021/07/16/vmeste-s-dzheffom-bezosom-v-kosmos-otpravitsya-18-letniy-syn-finansista-iz-niderlandov?utm_source=twitter&utm_medium=main
Типичная публикация «Медузы» после признания СМИ-иноагентом

За нарушение правил предусмотрены штрафы до 5 миллионов рублей. Например, с марта 2021 года Роскомнадзор составил на гендиректора «Радио Свобода» Андрея Шарого 390 протоколов за неисполнение требований закона о маркировке. Общая сумма штрафов составила 71,5 миллионов рублей.

Работа СМИ-«иноагентов» формально в России разрешена. Размещать у них рекламу, перечислять деньги или публично разделять взгляды законом не запрещается. Однако статус иностранного агента на деле лишает СМИ доходов и источников информации. Включение в реестр создаёт для работы как минимум три проблемы:

  • Потеря доходов из-за ухода рекламодателей. По закону СМИ-иноагенты обязаны маркировать все свои материалы, включая страницы с рекламой. Рекламодателям это не нравится и они отказываются от сотрудничества.
  • Сокращение штата. Журналисты покидают редакции СМИ-иноагентов, поскольку тоже могут получить такой статус — в этом случае они тоже будут отчитываться перед Минюстом.
  • Отказ от сотрудничества. Эксперты и источники информации не дают комментарии, поскольку считают, что это опасно и не хотят, чтобы их связывали с этими изданиями. Нет гарантий, что человека, поддерживающего иностранного агента, самого не наделят таким же статусом.

Хронология включения изданий и журналистов в реестр СМИ-«иноагентов»:

  • 5 декабря 2017 года: «Голос Америки», телеканал «Настоящее время», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС), татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi), «Сибирь. Реалии», «Idel. Реалии», «Фактограф», «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии»;
  • 15 ноября 2019 года: проект «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС) — «Север. Реалии»;
  • 12 февраля 2020 года: российское юридическое лицо ООО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»;
  • 21 декабря 2020 года: чешское информационное агентство Medium-Orient;
  • 28 декабря 2020 года: правозащитник Лев Пономарев, журналисты, сотрудничающие с «Север. Реалии», и художница Дарья Апахончич;
  • 23 апреля 2021 года: русскоязычное общественно-политическое СМИ «Медуза» и общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ»;
  • 14 мая 2021 года: издание VTimes;
  • 15 июля 2021 года: главный редактор издания «Проект» и четыре его сотрудника, главред и замглавреда «Открытых медиа», журналистка «Радио Свобода».
  • 23 июля 2021 года: издание The Insider и пять журналистов из «Открытых медиа» и «Проекта»;
  • 20 августа 2021 года: телеканал «Дождь», издание «Важные истории» и шесть его сотрудников, а также руководитель общественного движения «Якутия — Наше Мнение»;
  • 29 сентября 2021 года: правозащитная организация «Зона права», издание издание «Медиазона» и его главного редактора и издателя, а также 22 журналиста и правозащитника, связанные с движением «Голос»;
  • 8 октября 2021 года: издания Bellingcat, «Кавказский узел» и M.News World, а также девять физических лиц (три журналиста «Радио Свобода», сотрудник телеканала «Дождь», журналист «Би-би-си», два сотрудника «Настоящего времени», журналистка «Новой газеты» и директор Центра защиты прав СМИ);
  • 15 октября 2021 года: издания Republic и «Росбалт».
  • 8 ноября 2021 года: адвокаты «Команды 29» — Иван Павлов, Валерия Ветошкина, Максим Заговора, Максим Оленичев и Елена Скворцова.

СМИ-иностранные агенты

С 2017 года по октябрь 2021 года в реестр Минюста попали более 30 организаций.

«Голос Америки», «Радио свобода» и другие проекты, близкие к изданию

Первыми, в декабре 2017 года, в список СМИ-«иноагентов» внесли девять изданий: «Голос Америки», «Радио свобода» и другие проекты, близкие к радиостанции, которые финансируются правительством США. Так в список попали:

  • телеканал «Настоящее Время» (базируется в Праге, освещает жизнь российской провинции);
  • татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (AzatliqRadiosi);
  • «Сибирь.Реалии»;
  • «Idel.Реалии» (пишет о жизни жителей Поволжья);
  • «Фактограф» (сопоставляет заявления чиновников с реальными фактами и мнениями экспертов);
  • «Кавказ.Реалии»;
  • «Крым.Реалии» (регулярно публикует материалы, в которых освещение присоединения Крыма к РФ резко противоречит российской официальной линии — присоединение называют «аннексией» и «оккупацией»).

Радиостанция «Голос Америки» начала вещание в 1942 году, «Радио Свобода» — в 1950 году на территории Западной Германии. С началом холодной войны там появились русскоязычные редакции. В советские годы они были одними из главных альтернативных источников информации для жителей СССР. Передачи «глушились» властями до конца 1980-х годов.

В декабре 2020 года Минюст признал ещё один проект «Радио Свобода», издание «Север.Реалии», СМИ-иностранным агентом.

Медиа включили в реестр на основе материалов, которые поступили из комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела России. Депутаты обвинили издание в «оправдании экстремизма», «пропаганде легализации наркотиков» и нарушении законов во время освещения российских выборов.

В феврале 2020 года в реестр СМИ-иноагентов также внесли российское юридическое лицо радиостанции «Радио Свобода» — РОО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Его зарегистрировали в России в соответствии с требованиями для СМИ, признанных «иностранными агентами». Издания, которыми владеет РОО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», продолжают работу.

Чешское информационное агентство «Medium-Orient»

Агентство включили в список СМИ-иноагентов в декабре 2020 года. По какой причине, Минюст не уточнил.

«Medium-Orient» — учредитель информационного агентства Caucasus Times. Оно специализируется на новостях Юга России и Закавказья. Помимо новостей, агентство публикует аналитические обзоры социально-экономических событий в регионе и проводит социологические исследования.

Главный офис «Medium-Orient» находится в Праге и финансируется институтом «Открытое общество» — региональным фондом миллиардера Джорджа Сороса.

«Медуза» и «Первое антикоррупционное СМИ»

23 апреля 2021 года Минюст внёс компанию SIA «Medusa Project», зарегистрированную в Латвии, и ООО «Первое антикоррупционное СМИ» в реестр «иностранных агентов».

«Первое антикоррупционное СМИ» — федеральное средство массовой информации, специализирующееся на борьбе с коррупцией в России. Зарегистрировано в Москве.

В Минюсте заявили, что издания включили в список после сообщения госоргана об иностранном финансировании медиа — кто именно это был, Минюст не уточнил. По словам источника «Открытых медиа» в администрации президента, «Медузу» внесли в чёрный список в ответ на действия Латвии. Собеседник издания отметил, что «настало время отвечать» на то, что страна последовательно блокирует вещание и сайты российских государственных каналов. Хотя «Медуза» отношения к властям Латвии не имеет.

Координатор «Правозащиты Открытки» Анастасия Буракова (вместе с адвокатом Сергеем Бадамшиным представляла интересы «Медузы» в суде) сообщила, что издание внесли в реестр через три дня после жалобы члена московской ОНК в Роскомнадзор. Александр Ионов 20 апреля написал ведомству, что медиа цитировало материалы СМИ-иноагентов, управляется латвийским юрлицом и финансируется грантами двух иностранных НКО.

Главный редактор «Медузы» Иван Колпаков отметил, что из-за нового статуса в работе издания появились три угрозы: потеря рекламодателей, отказ экспертов и источников информации от сотрудничества, а также давление на авторов — они тоже могут получить статус иноагентов.

29 апреля «Медуза» заявила, что потеряла рекламодателей. Издание отказалось от офисов, урезало зарплаты на 30-50% и объявило сбор пожертвований. 11 мая издание обжаловало в суде включение в список иноагентов, но иск «Медузы» не удовлетворили.

VTimes

14 мая 2021 года Минюст внёс юрлицо, выступающее администратором домена VTimes.io, в реестр «иностранных агентов». Под этим доменом работало издание VTimes, основанное бывшими журналистами «Ведомостей».

После признания «иностранным агентом» редакция заявила, что издание закроется, поскольку «ярлык „иноагента” разрушил бизнес-модель» СМИ. VTimes прекратило работу в День независимости России — 12 июня.

VTimes запустили бывшие редакторы и журналисты «Ведомостей», которые уволились из газеты после смены собственников и руководства и осенью 2020 года. Новое издание писало об экономике, финансах, бизнесе, экологии, здоровье, образовании. Советником проекта был медиаменеджер Дерк Сауэр — в 1999 году он совместно с The Wall Street Journal и Financial Times основал «Ведомости». Основные источники финансирования издания (помимо рекламы) — деньги частных жертвователей и некоммерческих организаций.

The Insider

23 июля в реестр попало издание The Insider, занимающееся журналисткими расследованиями. Среди главных тем — отравления и преследования активистов и общественных деятелей сотрудниками ФСБ, операции ГРУ с «Новичком» в Европе, коррупция.

Главный редактор The Insider Роман Доброхотов заявил, что издание не будет выполнять требования Минюста и маркировать свои материалы после признания иноагентом. По его словам, СМИ продолжит работу в прежнем формате.

«Дождь» и «Важные истории»

20 августа в список «иностранных агентов» попали ООО «Телеканал „Дождь“» и и юрлицо интернет-издания «Важные истории» Istories fonds, зарегистрированное в Латвии.

Председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарёв заявил, что «Дождь» «неоднократно попадал в поле зрения комиссии», материалы поступали «от различных организаций и граждан».

Редакция «Важных историй» заявила: «Мы не скрывали от читателей, что зарегистрированы за границей. делали мы это для того, чтобы быть свободными». Один из самых громких материалов издания посвящён «бывшему зятю Путина» Кириллу Шамалову, который получил 3,8% акций «Сибура» за 100 долларов.

«Медиазона» и «Зона права»

29 сентября Минюст внёс в реестр «СМИ-иноагентов» учредителя издания «Медиазоны» ООО «ЗП». Также в список включили правозащитный проект «Зона права».

Bellingcat, «Кавказский узел» и M.News World

8 октября «иноагентами» признали три организации:

  • M.News World (общественно-политическое медиа);
  • Bellingcat (авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине);
  • МЕМО (юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне).

Издания Republic и «Росбалт»

15 октября реестр «СМИ-иноагентов» пополнили два издания — Republic и «Росбалт».

Republic — российское интернет-изданий, которое входит в один медиахолдинг с телеканалом «Дождь» и журналом «Большой город». До 2016 года сайт назывался Slon. С 2014 года все аналитические статьи, большинство расследований стали доступны только по платной подписке. По словам главного редактора Republic Дмитрия Колезева, издание не получает иностранного финансирования и существует только за счёт денег читателей.

«Росбалт» — информационно-аналитическое агентство. Руководитель организации — жена Виктора Черкесова, бывшего главы Рособоронпоставки, депутата Госдумы от КПРФ.

Журналисты в списке СМИ-иноагентов

В реестр СМИ-иноагентов могут вносить не только организации, но и физические лица, если они публикуют и распространяют сообщения, получают деньги от иностранных государств, организаций или граждан, а также россиян, которые сами финансируются иностранцами.

Люди, которых признали СМИ-иноагентом, должны исполнять несколько требований:

  • помечать все свои сообщения в социальных сетях и в СМИ (за нарушение — штраф до 2,5 тысяч рублей);
  • завести собственное юридическое лицо и отчитываться об её деятельности Минюсту (за нарушения — штрафы до 300 тысяч рублей и в перспективе — уголовная ответственность с лишением свободы до двух лет).

Издания, которые распространяют сообщения лиц, признанных СМИ-иноагентами, обязаны сообщать об их статусе.

Первые журналисты в реестре СМИ-«иноагентов»

В декабре 2020 года Минюст впервые включил физических лиц в список СМИ-иноагентов: все они были авторами медиа, признанных иностранными агентами, давали им комментарии или публиковали их записи. В число их число вошли:

  • Людмила Савицкая — журналистка из Пскова («Радио Свобода» и «МБХ медиа»);
  • Сергей Маркелов — журналист («Радио Свобода», «7х7»);
  • Денис Камалягин — главный редактор «Псковской губернии» (журналист предполагает, что его включили в реестр иностранных агентов из-за работы внештатным автором в издании «Север.Реалии»);
  • Дарья Апахончич — художница-акционистка, соосновательница арт-группы «Родина» (она не журналист, но давала комментарий в качестве эксперта телеканалу «Настоящее Время» — участие в создании материала СМИ-аноагента расценивается как соавторство);
  • Лев Пономарёв — правозащитник, председатель Национальной общественной организации «За права человека», член Правозащитного совета России, создатель сетевого сообщества «Конгресс интеллигенции» (публиковал информацию с сайтов СМИ-иноагентов на своей странице в Facebook).

Журналисты «Открытых медиа»

15 июля 2021 года в список иноагентов внесли сотрудников «Открытых медиа», в реестр попали:

  • Юлия Ярош (главный редактор);
  • Максим Гликин (замглавреда).

«Открытые медиа» — русскоязычное сетевое издание, специализирующееся на общественно-политических новостях. Юрлицо Open press OÜ зарегистрировано в Эстонии британской компанией Hanover 16 Limited, принадлежащей Михаилу Ходорковскому. В июне 2021 года Генпрокуратура признала деятельность четырёх его фондов «нежелательной».

Сотрудники «Проекта» и автор «Радио свобода»

15 июля 2021 года Минюст внёс в реестр «иностранных агентов» сотрудников издания «Проект», признанного в России «нежелательной» организацией. В список попали:

  • Роман Баданин (основатель и главный редактор);
  • Пётр Маняхин;
  • Ольга Чуракова;
  • Мария Железнова;
  • Юлия Лукьянова.

Также в реестр внесли автора «Радио свобода» Елизавету Маетную.

В конце июня у журналистов «Проекта» устраивали обыски. За сутки до этого издание анонсировало расследование о главе МВД Владимире Колокольцове и его недвижимости, предположительно переписанной на родственников жены. В МВД заявили, что обыски проходили в связи с делом о клевете 2017-го года из-за расследования про бизнесмена Илью Трабера. Однако сотрудники «Проекта» уверены, что причина связана именно с Колокольцевым.

Сотрудники «Открытых медиа» и «Проекта»

23 июля список Минюста пополнили ещё пять журналистов:

  • Михаил Рубин;
  • Софья Гройсман;
  • Илья Рождественский;
  • Юлия Апухтина;
  • Алексей Постернак.

Сотрудники «Важных историй»

20 августа одновременно с самим изданием в реестр внесли шесть его журналистов. В список попали:

  • Олеся Шмагун (бывшая сотрудница издания);
  • Ирина Долинина;
  • Роман Шлейнов;
  • Алеся Мароховская;
  • Роман Анин (главный редактор);
  • Дмитрий Великовский.

Также в реестр включили журналиста Степана Петрова, руководителя общественного движения «Якутия — Наше Мнение».

Журналисты «Медиазоны»

29 сентября Минюст признал «СМИ-иноагентом» главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова и её издателя Петра Верзилова.

В тот же день в реестр включили ещё 20 человек. Все они связаны с признанным «иноагентом» движением в защиту прав избирателей «Голос»:

  • Артём Важенков;
  • Александр Грезев;
  • Юрий Гурман;
  • Андрей Гусев;
  • Владимир Егоров;
  • Владимир Жилинский;
  • Владимир Жилкин;
  • София Иванова;
  • Инна Карезина;
  • Вероника Каткова;
  • Екатерина Кильтау;
  • Виталий Ковин;
  • Полина Костылёва;
  • Людмила Куьмина;
  • Аркадий Любарев;
  • Александр Лютов;
  • Алексей Петров;
  • Илья Пигалкин;
  • Сергей Пискунов;
  • Михаил Тихонов.

Автор расследования о предполагаемой третьей дочери Путина, журналисты «Дождя», «Настоящего времени», «Би-би-си» и других изданий

8 октября список «СМИ-иноагентов» пополнили:

  • Татьяна Вольтская — журналистка «Радио Свобода», признанного «иноагентом»;
  • Екатерина Клепиковская —журналистка «Север.Реалии», проекта «Радио Свобода», признанного «иноагентом»;
  • Даниил Сотников — журналист «Дождя», признанного «иноагентом»;
  • Андрей Захаров — бывший журналист РБК и признанного нежелательным в России «Проекта». Он выпустил множество расследований, в том числе про «фабрику троллей» и вероятную третью дочь Путина. Сейчас журналист работает в «Би-би-си»;
  • Евгений Симонов — международный координатор коалиции «Реки без границ»;
  • Елизавета Сурначёва — бывший замглавреда «Проекта», который признан нежелательной в России организацией;
  • Елена Соловьева — журналистка 7х7, другой журналист которого уже был признан «иноагентом»;
  • Галина Арапова — директор Центра защиты прав СМИ, признанного «иноагентом». Она помогает журналистам в России;
  • Роман Перл — журналист «Настоящего времени», признанного «иноагентом».

С 2021 года Минюст пополняет список СМИ-«иноагентов» почти каждую пятницу. При этом в октябре президент Владимир Путин заявил, что организации и журналисты не вносятся в реестр массово, «ковровым» образом.

0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

А почему рекламодатели уходят из-за какой-то плашки с надписью? Ну если всем все очевидно про ситуацию в стране и т.п.

8

Потому, что следом к ним придёт налоговая проверка и окажется, что деятельность которую они ведут состоит целиком из нарушений и им пора в тюрьму.

75

Т.е. у Медузы заказывали рекламу преступники? 

–1

А ты как думал? И у «Дождя», и у «Граней», да и к «TJ» надо присмотреться.

8

у нас в стране одни преступники да иностранные агенты, что не знал?

0

за коммерческую деятельность с инагентом, оплата услуг, тем самым поддержание штанов инагента. Подлежите таким же санкциям. )))

0
Уполномоченный файл

Комментарий удален по просьбе пользователя

18

Грани.ру ещё там же.

12

Кавказцентр

6

Заебись, что ТЖ под прикрытием товарища майора!

14
Уполномоченный файл

СПАСИБО!

7

Прости, что игнорировали тебя раньше 

10
Уполномоченный файл

Продолжайте

5
Уполномоченный файл

Но хэштег про закручивание гаек не добавили же

0
Уполномоченный файл

Достаточно не молчать

0

Надеюсь попадание в этот список станет таким же престижным и желаемым, как галочка в инстаграм.

10

Уже престижно

0

Но пока не особо желаемо

1
Уполномоченный файл

Список 29 скоро будет

Роскомнадзор заблокировал сайт «Команды 29», независимого объединения юристов и журналистов. К29 защищала ФБК и штабы Навального в судах по признанию организаций экстремистскими.

Сайт заблокировали по решению Генпрокуратуры. Якобы «Команды 29» размещала там материалы нежелатель...
Роскомнадзор заблокировал сайт «Команды 29», независимого объединения юристов и журналистов. К29 защищала ФБК и штабы Навального в судах по признанию организаций экстремистскими.

Сайт заблокировали по решению Генпрокуратуры. Якобы «Команды 29» размещала там материалы нежелательной организации, которая зарегистрирована в Чехии. Но они сообщили, что никакого отношения к этой организации не имеют и уж тем более не размещали никаких её материалов.

Это однозначная попытка надавить и помешать работе команды, которая борется за правду и справедливость.
5

сми-иностранные агенты это плашка хорошего качества журналистики в современной россии. видишь предупредительный текст, и сразу понимаешь что похоже они писали слишком много правды))

5

Просмотрел список. Реально 90% антироссийская, русофобская пропаганда. "Kakaya eto strarana?. Ничего, кроме того, что обличать эти ресурсы не делают. Я понимаю, что тем самым блочат свободу слова. Это печально. Но реально большинство ресурсов антироссийский трешак, созданный на деньги запада. ред.

–1
Уполномоченный файл

Так по РТ сказали?

1

в чем русофобия проявляется у той же Медузы ,Проекта или и Дождя?

1

В том, что 99% репортажей этих сми, изобличают режим. Некоторые из них получают, огласку на Западе, откуда и получают финансирование. За ними следуют санкции, от которых хуже только рядовым гражданам, а не режиму.
Отвечу на самый очевидный вопрос, который вы можете задать: "Мол, что не снимать теперь?"
Нет, снимать, но только не получая финансирование из за рубежа.

0

Российские "власти" (ворьё) являются иностранными агентами.

0

Ура ответственным по режиму содержания в стране.
Теперь будем прислушиваться к Соловьёву, Киселеву, К Малышевой Елене Васильевне.
Пора равняться на Северную Корею.

0
Уполномоченный файл

Самое удивительное как вообще все эти законы по физ лицам существуют. Люди не подвержены административному или уголовному наказанию, но они что-то обязаны делать.
Как, блядь, это вообще возможно.

0
Читать все 28 комментариев
null