Интернет
Даша Лейзаренко

«Мемный Оскар-2019»: победители в номинациях на лучшие мемы года

Мы отдали выбор в руки пользователей TJ — вот что из этого вышло.

В конце декабря мы предложили пользователям TJ выбрать лучшие мемы 2019 года. Редакция определила десять категорий и представила шорт-листы для голосования, но кто победит в каждой из них — решали только вы. Теперь настало время подводить итоги.

* * *

Мем-персона года — Киану Ривз

В интернете всегда любили Киану Ривза, который заработал себе репутацию не только актёрской карьерой, но и добрыми поступками. Он и раньше становится героем мемов: в начале десятилетия актёр грустил, сидя на лавочке, а в конце — «обнимал» девушек, не касаясь их руками. В 2019 году Ривз породил ещё несколько шуток — он ходил под любую музыку, а его персонаж из Cyberpunk 2077 стал героем фотожаб.

Когда в мае Ривз якобы рассказал журналистам о том, что он «одинокий человек», то в соцсетях сразу принялись утешать актёра, хотя позже тот заявил, что его слова вырвали из контекста. Но главным мемом стало вступление актёра на конференции Microsoft, где Ривза кто-то из зала назвал «потрясающим». Тот не растерялся и ответил посетителю презентации, что «потрясающий» на самом деле он. А потом отметил, что «потрясающие» вообще все.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/87937-ofigenno-mask-na-russkom-otvetil-ntv-v-tvittere" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Илон</a> <a href="https://tjournal.ru/internet/88932-vtoroy-kamberbetch-iskazhenie-imeni-i-familii-ilona-maska-prevratilos-v-mem" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Маск</a>

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/119299-kak-slishkom-bolshoe-vnimanie-k-memu-sposobno-ubit-vse-vesele-na-primere-priezda-geniya-kodzimy-v-rossiyu" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Хидео Кодзима</a>

Мемный вымышленный персонаж года — Малыш Йода

Загадочный персонаж той же расы, что и Йода, из сериала «Мандалорец» сразу после премьеры первой серии покорил интернет — сначала в соцсетях умилились герою, а потом стали придумывать про него разнообразные мемы.

Малыш Йода успел стать героем шуток о детях и послушать музыку, которая раздражает Мандалорца, невозмутимо попить суп из чашки и попросить своего «космического отца» пострелять по врагам. Практически в каждой серии сериала пользователи находили кадр с любимым персонажем, который можно было превратить в мем. Первый сезон уже закончился, но в соцсетях продолжают посвящать герою татуировки, сладости и игрушки.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/91270-mem-vstrevozhennyy-tom" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Встревоженный Том</a>

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/121077-dzhoker-tancuet-brosaetsya-pod-mashinu-smeetsya-golosami-znamenitostey-memy-s-personazhem-feniksa-zapolonili-socseti" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Джокер</a>

Флешмоб года — Я/Мы

Лозунг зародился в поддержку корреспондента «Медузы» Ивана Голунова, которого обвиняли в незаконном производстве или сбыте наркотиков. Позже конструкцию использовали для поддержки сестёр Хачатурян, актёра Павла Устинова, которого приговорили к 3,5 годам колонии за вывих плеча росгвардейца, борьбы с мусорным полигоном в Шиесе.

Такой лозунг просто не мог не стать мемом — вскоре в соцсетях под фразой «Я/Мы» требовали отопления, поддерживали Грету Тунберг и Хидео Кодзиму, выступали за прогул пар и пиво. Вскоре шутка и вовсе превратилась в абстрактную, а к «Я/Мы» стали приставлять случайные слова. Фразу продолжают использовать и к концу года. При этом, авторы выражения совсем не против того, что политический слоган стал мемным.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/104538-bottle-cap-challenge-v-socsetyah-svinchivayut-kryshki-s-butylok-udarom-nogi-k-fleshmobu-prisoedinilis-steytem-i-makgregor" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">#BottleCapChallenge</a>

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/96904-v-snapchat-poyavilsya-filtr-menyayushchiy-pol-teper-v-socsetyah-delyatsya-svoimi-muzhskimi-i-zhenskimi-versiyami" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Фильтры</a> в Snapchat, которые меняют пол

Мем-событие года — «Штурм Зоны 51»

Летом шуточное предложение штурмовать «Зону 51», где американские власти якобы хранят НЛО и ставят опыты на инопланетянах, собрало на Фейсбуке два миллиона желающих. Помимо создания сотен мемов пользователи, казалось бы, всерьёз обсуждали планы по захвату базы.

Организатор мероприятия планировал устроить неподалёку от «Зоны 51» огромный музыкальный фестиваль — тем временем местные жители опасались повторения провального Fyre Festival, но в пустыне Невады. Фестиваль перенесли, а к базе в назначенную ночь прибыли всего 75 человек, символично пробежались до ворот в стиле «Наруто» и постояли с плакатами, на которых требовали освободить инопланетян. Двух человек даже арестовали за попытку проникнуть за забор.

Однако событие всё равно оказалось необычным для интернет-сообщества. Сначала никто не верил, что хоть кто-нибудь действительно приедет к «Зоне 51». Но с приближением даты забеспокоились даже военные, которые предупредили, что знают о «штурме» и готовы к нему. Мему удалось прожить два месяца и даже собрать тысячи людей на вечеринках в Неваде. Какая ещё шутка может похвастаться подобным?

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/analysis/87554-rezonans-reklama-reebok-peresyad-s-igly-muzhskogo-odobreniya-na-muzhskoe-lico" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Реклама</a> Reebok «Пересядь с игры мужского одобрения на мужское лицо»

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/115582-obvineniya-memy-i-million-dizlaykov-kak-klip-timati-i-gufa-pro-moskvu-stal-samym-nenavistnym-video-russkogo-youtube" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Слив</a> дизлайками клипа Тимати и Гуфа про Москву

Снимок для фотожаб года — Квентин Тарантино на экскурсии в Кремле

Летом режиссёр Квентин Тарантино приехал в Россию на премьеру своего последнего фильма «Однажды... в Голливуде». В свободное время он посетил экскурсию по Кремлю, которую для него провёл лично Владимир Мединский.

В нескольких снимках, на которых Тарантино задумчиво рассматривает экспонаты Кремля, пользователей соцсетей увидели потенциал для мемов, шуток и фотожаб, часть из которых создали пользователи TJ. Челябинец даже прифотошопил режиссёра к объявлению по продаже своей квартиры — постановщик рассматривал ванну, чайный сервиз и спальню. К концу года «омерзительную трёшку» так и не продали, а Тарантино пропал со снимков квартиры.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/126098-ya-rosla-v-l-i-cherep-ovec-v-socsetyah-peredelali-novyy-logotip-peterburga-za-7-millionov-rubley-pod-drugie-goroda" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Логотип</a> «Санкт Петер бург»

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/113063-fotozhaby-kot-v-ryukzake-s-illyuminatorom" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кот</a> в рюкзаке с иллюминатором

Абстрактный мем года — «глубокомысленные» цитаты с волками

В конце апреля в соцсетях распространились картинки, высмеивающие «глубокомысленные» цитаты из «пацанских» пабликов. Их переделывали в абсурдные шутки, вырезая из оригинальной картинки отдельные слова и изображения животных и перемешивая их с другими.

Особенно пользователям понравились цитаты «Волк слабее льва и тигра, но в цирке волк не выступает» и «Неважно, кто напротив. Важно, кто рядом» — их чаще всего превращали в бессмыслицу и делали мемы о волках, насмехающихся над львом и тигром, а подчёркивающая превосходство фраза «в цирке не выступает» ушла в народ.

Второе место — «<a href="https://tjournal.ru/internet/116774-mem-kto-nah" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кто нах**</a>»

Третье место — «<a href="https://tjournal.ru/internet/120084-mem-chipseki-i-suhareki" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Чипсеки</a>»

Лучший быстро умерший мем года — Дракон и парень, одобряющий его поведение

В категории, с помощью которой мы решили почтить память хороших, но быстро забытых мемов, победила шутка из мультфильма «Как приручить дракона». В шаблоне внимание Дневной Фурии пытается привлечь Беззубик, пока из-за кустов его поддерживает Иккинг.

Шаблон использовали для ситуаций, когда глупые действия героя большинство встречает недоумением, но меньшинство всё-таки их одобряет. Мем появился в середине июня на Reddit, но к концу года его практически нигде нельзя встретить.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/86846-mem-poklonskaya-s-mikrofonami-vs-nedovolnyy-muzhchina-bez-mikrofonov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Поклонская с микрофонами vs недовольный мужчина без микрофонов</a>

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/83698-mem-lvl-1-crook-lvl-35-boss" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lvl 1 Crook, Lvl 35 Boss</a>

Мем года о поколениях — «Окей, бумер»

Всего один флешмоб из TikTok вскрыл существенные противоречия между старшим и младшим поколениями. Зумеры и миллениалы устали слушать поучения и выпады со стороны бэби-бумеров, поэтому придумали универсальный пренебрежительный ответ на их снисходительное отношение — «Окей, бумер».

Фраза спровоцировала негативную реакцию у представителей старшего поколения, которые стали винить молодых в ненависти к бэби-бумерам и даже назвали выражение равноценным слову на букву «Н». На что получали ожидаемый ответ — «Окей, бумер».

Мем снова подогрел интерес к теории поколений и даже вышел в офлайн — таким же выражением ответила 25-летняя депутат на насмешку над её возрастом. Вскоре старшее поколение захотело монетизировать мем: тогда Fox подал заявку на регистрацию такого товарного знака, а Галкин запустил «шоу для бумеров и зумеров». После этого популярность фразы в интернете резко спала.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/98709-mem-veshchi-kotorye-izobreli-millenialy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Вещи, которые изобрели миллениалы</a>

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/109257-mem-otec-posle-togo-kak-semya-zavela-sobaku" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Отец после того, как семья завела собаку</a>

Лучший мем года, который пропустила редакция TJ — «ЪУЪ съука»

В этой категории мы признаём свои ошибки и подсвечиваем хорошие мемы, о которых не рассказали в уходящем году. «Проклятая» картинка с чёрным котом впервые появилась в англоязычном Твиттере: пользователь отфотошопил сделанный в ещё 2008 году стоковый снимок с пересекающим дорогу животным на фоне двух британских полицейских, добавив ему поднятые вверх лапы.

В начале января картинка, к которой добавили подпись «ЪУЪ съука», стала набирать популярность в рунете — сначала в пабликах с абстрактными мемами, а потом среди более широкой аудитории. Обычно герой шуток раздражался от происходящего вокруг.

Фразу использовали и отдельно от изображения «проклятого» кота — она стала идеальным выражением злости или непонимания. Кот оказался таким народным любимцем, что его шили, валяли из шерсти и лепили из глины. Потом мем дошёл до Reddit с похожей, но более понятной подписью — «Angry as fuk», где про шутку быстро забыли. Но в рунете «ЪУЪ», ставший последователем «ЪЕЪ», не теряет актуальности.

Второе место — «<a href="https://tjournal.ru/internet/131932-o-may-gad-danila-ty-chto-kreyzi-glavnyy-mem-konca-2019-goda-osnovan-na-sketch-shou-10-letney-davnosti" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Данила, ты что, крейзи</a>»

Третье место — «<a href="https://tjournal.ru/internet/108137-mem-liberahu-porvalo" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ооо, либераху порвало</a>»

Лучший мем года — Две женщины орут на озадаченного кота за столом

С серьёзным отрывом (2153 голоса — на втором месте оказались «глубокомысленные» цитаты про волков, за которых проголосовали только 359 пользователей) от конкурентов на первое место в категории «Лучший мем года» выбрались орущие женщины и озадаченный кот. Две абсолютно не связанные друг с другом картинки стали использовать в качестве реакции на необоснованные и неожиданные обвинения.

Шаблон появился в мае, но к концу года его всё ещё продолжают использовать. Мем оказался таким долгоживущим благодаря харизматичному коту и разнообразию — шутку перерисовывали десятки раз в разных сеттингах и адаптировали под разные ситуации.

В соцсетях картинку ставили на заставки ноутбуков и смартфонов в магазинах электроники, делали косплей на Хэллоуин и даже придумали комикс по мотивам мема. Так двум картинкам, которые случайно соединили друг с другом в Твиттере, удалось стать не очередной шуткой, которую забыли бы через месяц, а главным мемом года.

Второе место — <a href="https://tjournal.ru/internet/99557-mem-glubokomyslennye-citaty-pro-volkov" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Глубокомысленные» цитаты про волков</a>

Третье место — <a href="https://tjournal.ru/internet/93641-mem-ah-shit-here-we-go-again" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ah Shit, Here We Go Again</a>

#соцсети #мемы #итоги2019 #мемныйоскар