TJ

Инструкция: Как выбрать формат лонгрида

Первая часть подробного руководства о том, как писать тексты на TJ.

Редакция Los Angeles Times в 1950 году Фото из архива LA Times

Если вы оказались здесь, значит, вы решили написать материал на TJ. Для этого мы составили руководство, которое поможет разобраться, какие виды текстов бывают, как искать темы, вырабатывать собственный стиль и пользоваться инструментами TJ при оформлении материалов.

Но для начала небольшой пролог. Что такое лонгрид? Многие ошибочно полагают, что это такой огромный текст на 60 абзацев. Это не так. Большой текст — это не про объём, а про глубокое содержание. Можно попытаться написать лонгрид, копируя нужные куски с «Википедии», но вместо вдумчивого материала получится бесполезная каша на 25 тысяч слов, вся информация из которого уже есть в интернете в том же виде. Так не надо, а как надо — далее.

Жанры лонгридов

Это первая часть руководства, которая посвящена самым популярным форматам большого текста на TJ. Благодаря ему вам будет легче определиться, в каком жанре лучше всего раскрыть свою тему. Список состоит из девяти устоявшихся форматов.

Личный опыт

Лонгрид на TJ — это не только про большие расследования, разборы и прочую журналистскую работу, но и про личные истории. Они пишутся от первого лица и могут касаться практически любой темы. Например, это может быть рассказ о работе волонтёром в ночлежке и описание приключений в Таиланде.

Чаще всего читатели пишут в этом формате, когда хотят поделиться впечатлениями от путешествий, но встречаются и истории личного опыта в той или иной сфере. Например, о тонкостях работы преподавателя в провинции или опыте ношения слухового аппарата. Желательно, чтобы в материале были фотографии, сделанные самим автором, а не взятые из открытых источников.

Хороший пример — пользователь TJ, прочитавший наш материал о модераторах «ВКонтакте», решил сначала ответить на вопросы в комментариях, а затем написал целую статью о том, как сам когда-то работал модератором.

В формате личного опыта советуем воздерживаться от сложных терминов и слишком серьёзного стиля изложения: подумайте над тем, что вас будут читать люди, незнакомые с вашим родом занятий. Зато полезно будет следить за реакцией на вашу статью в комментариях — нередко читатели захотят посоветоваться с вами о вашем опыте и получить ответы на вопросы. Примеры таких работ можно почитать здесь.

Инструкция

Это устоявшийся формат TJ, который отвечает на вопрос «Как сделать что-то». Как дёшево переехать в Европу, как девушке подготовиться к поездке в Иран, что делать, если полиция останавливает вас на улице и требует разблокировать телефон для проверки наличия Telegram, или как обезопасить себя от сроков за репост.

Инструкции привлекают много новых читателей из поисковых систем: это люди, которые ищут ответ на конкретный вопрос, поэтому сам этот вопрос стоит помещать в заголовок. Например, две самых популярных инструкции за всю историю TJ — о том, как обойти блокировки (есть и более новая статья про Telegram, тоже очень популярная) и купить биткоины — пользуются вниманием в течение многих лет.

Этот формат идеально укладывается для бытовых руководств в духе «Как выбрать ноутбук» или «Как снять квартиру в Москве». Если вы разобрались сами, стоит поделиться информацией с остальными — например, о том, как можно стать донором крови, как заказать бытовую технику за границей или как искать дешёвые билеты. Любой подобный опыт можно переиначить в небольшой лонгрид-инструкцию, рассказав о своём порядке действий и подводных камнях, с которыми вы столкнулись.

Поскольку целевая аудитория дочитывает материал-инструкцию до конца, идеально оставить в конце статьи свои контакты для связи, чтобы с вами могли связаться для дополнительных вопросов. Здесь можно указать и ссылки на ваши страницы в соцсетях или канал в Telegram, где вы делитесь другим опытом на схожую тему — мы только за, если это будет релевантно материалу и полезно. Примеры инструкций можно найти здесь.

Классический лонгрид

Этот тип наиболее часто встречается в подсайте «Истории». К примеру, вы посмотрели исторический сериал про войну, заинтересовались отдельной сценой баталии и решили написать подробный лонгрид о том, как этот бой проходил в реальности. Необязательно, чтобы этот большой был привязан к какому-то инфоповоду, в данном случае это вторично. Главное, чтобы это был уникальный текст, не составленный из копипасты с «Википедии» и других очевидных источников.

Лонгрид может рассказывать уже известную историю вроде трагедии «Титаника», но показывать её с новой стороны — к примеру, не через хронологию затопления, а через рассказ о том, как современные технологии позволяют учёным изучать пароход до сих пор.

Плюс классического лонгрида в том, что он даёт возможность автору переключаться между сухим журналистским стилем и литературным. В этом формате позволительно использовать метафоры, нестандартные сравнения и в целом стремиться к такому стилю, будто автор пишет рассказ, но по реальным событиям. Примеры популярных работ в этом жанре на TJ можно почитать здесь.

Разборы

Задача такого материала в том, чтобы после его прочтения читатель знал главную информацию по тому или иному событию. Это может быть теракт, санация крупного банка, политический конфликт в США или эпидемия кори в России.

Зачастую (но не всегда) автор разбора пишет об актуальных событиях, которые произошли или происходят прямо сейчас, пока такой разбор наиболее востребован у читателей. Никому не нужен разбор на тему кражи картины из Третьяковской галереи через неделю после того, как она произошла — это уже неактуально. Но это не значит, что разбор подходит только для «горячих» тем. В этом формате очень удобно объяснять вечные темы, постоянно вызывающие у людей вопросы.

Если в первой части статьи о кризисе в Венесуэле рассказывается о том, как голодают граждане, то раздел должен состоять из конкретных фактов, цифр и деталей о голодающих. А если во второй части статьи вы пишете о действиях власти, то и информация в разделе должна быть посвящена только этому. Каждой микротеме нужен свой раздел, а в целом формат разбора подразумевает, что автор будет сообщать читателю главные события с минимумом лишней информации. Примеры таких работ можно почитать здесь.

Адаптация

Так называются материалы, основанные на больших текстах других изданий. В данном случае TJ выступает агрегатором, который перепаковывает контент в формат, подходящий для нашей аудитории. Цель такого лонгрида не в том, чтобы полностью переписать или перевести чужую статью, а вычленить из неё главное и поделиться этим с другими читателями, сэкономив их время и позволив изучить и обсудить тему, до которой они бы иначе не добрались.

Методика следующая: в первую очередь нужно полностью прочитать оригинальный текст и убедиться, что он достоин адаптации. Если начать работу сразу, то можно осознать, что к середине текст скатывается в уныние. Убедившись в качестве, можно приступать к вычленению главного. Для этого ещё раз прочитайте текст, отмечая ключевые моменты: героев, конфликт, вокруг которого расходится история, сложные термины, требующие объяснения.

Не стремитесь скопировать стиль оригинального текста. Вы делаете пересказ материала, так что сосредоточьтесь на фактах и конкретике. Смело отказывайтесь от моментов, которые кажутся вторичными — хорошая адаптация на 30-40% меньше оригинального материала.

Не нужно выносить в заголовок и подзаголовок, что это адаптация чужого текста, но чтобы отдать дань уважения автору оригинального текста, следует сослаться на него в лиде (первый большой абзац статьи, где вы раскрываете её суть). Вот пример и ещё пример таких адаптаций.

Интервью

Это материалы, состоящие только из разговора с героем. Если это известный герой, то в заголовке хватит упоминания его имени, а затем перечисления тем, которые поднимаются в интервью. Пример — «Илон Маск о пришельцах, вилле на Марсе и слиянии SpaceX с Роскосмосом».

В лиде таких материалов нужно познакомить читателя с собеседником, описав события и детали, связанные с его личностью. Если интервью большое, то для удобства перед началом следует создать список «Кратко о темах разговора», перечислив главные пункты бесед.

В интервью вопросы автора нужно выделять жирным шрифтом. Ответы героев сокращать можно и нужно — они могут себе позволить заговориться, отвечая на вопрос, а ваша задача в том, чтобы вычленить главное из сказанного и убрать словесный мусор. Примеры работ в этом жанре на TJ можно почитать здесь.

Бывает, что вы находите интересное интервью у другого издания и хотите оформить его на TJ. В таких случаях лучше всего выбрать несколько самых интересных цитат из беседы и оформить их в виде подборки, снабдив каждый блок цитаты описанием, дающим читателю контекст. Этот приём отлично работает, когда нужно быстро принести интересное из нового интервью условного Дудя (пример) или иностранного издания, когда нет времени переводить материал полностью (пример).

Репортаж и фоторепортаж

Репортажи — это один из самых популярных жанров лонгридов. Людям интересно читать материал человека, побывавшего в гуще событий, особенно если при этом автор снабдит материал своими фотографиями. Как в случае с классическими большими текстами, автор репортажа может позволить себе менее официальный стиль написания, но перебарщивать с этим не стоит.

Если это репортаж о тысячных митингах в столице, то не нужно тратить абзацы на литературу, описывая непогоду или собственные мысли. Вместо этого лучше рассказать о собравшихся — как они себя ведут, какие лозунги выкрикивают и какие плакаты держат перед собой. Можно описать конкретную улицу, где стоят митингующие, и задать им несколько вопросов для статьи, предварительно объяснив, кто вы и чего хотите. В хорошем репортаже самого автора очень мало, а всё внимание уделено событиям вокруг него.

О разнице между репортажем и фоторепортажем. Здесь всё просто — в первом случае главной действующей силой является текст автора. Фоторепортаж подразумевает, что автор рассказывает историю через кадры, а текст лишь подспорье. Лучше всего это чередовать — например, добавлять абзац текста через несколько фотографий, чтобы статья не превратилась в сплошную стену кадров. Убедитесь, что фотографии в фоторепортаже принадлежат вам или вы имеете разрешение на их использование.

Главное, чтобы фотографии действительно дополняли текст, а не были просто средством заполнения пространства между абзацами. Иначе смысла в них нет. Вот примеры репортажей и фоторепортажей на TJ.

Авторская колонка

Это чуть ли не единственный жанр больших текстов на TJ, где местоимение «я» выглядит уместно. Это может быть колонка-анализ результатов президентских выборов в России или высказывание на тему того, как волна критики Facebook бьёт по свободе мирового интернета. Хотя от колумниста не ждут железобетонных доказательств, как в случае с другими жанрами лонгридов, любые мнения должны иметь основания и аргументацию.

В формате колонки можно дать волю эмоциям и использовать формулировки вроде «Я считаю», «Мне кажется» и «Полагаю», но злоупотреблять этим не следует. Когда автор берётся за этот формат, он встаёт на трибуну перед тысячами читателей TJ. И если в своём выступлении он будет руководствоваться исключительно личными суждениями, не стремясь подкрепить их фактами и аргументами, то такое мнение легко разнесут в комментариях.

Заголовок у колонки может иметь формат вопроса: например, «Почему уже не хочется шутить над пресс-конференцией Путина» (вопросительный знак ставить в конце не надо, если смысл колонки в том, что вы даёте ответ на этот вопрос, а не задаётесь им риторически). Это сразу даёт читателю понять, о чём конкретно с ним хочет порассуждать автор. Другие примеры авторских колонок можно посмотреть под хэштегом «Мнения».

Обзоры

Гаджеты, фильмы, видеоигры, музыкальные альбомы или книги — формат обзора призван рассказать читателю о новинке из мира поп-культуры или о чём-то, что вновь стало актуальным. Необязательно ориентироваться на обзоры Wylsacom или рецензии кинокритиков. Достаточно грамотно и понятно рассказать о своих впечатлениях, снабдив обзор фотографиями (для рецензий на фильмы существуют официальные кадры от прокатчиков) и минимизировав количество спойлеров в тексте про кино.

Редакционные обзоры на TJ в первую очередь призваны обращать внимание на общие тренды и на существенные изменения, а технические детали вроде поколения процессоров или датчика светочувствительности — дело второстепенное. Это не значит, что технических деталей нужно избегать, но постарайтесь сделать так, чтобы ваш материал остался лёгок для чтения даже для человека вне темы. Примеры таких материалов смотрите под хэштегом «Обзоры».

Это первая часть большого руководства TJ о том, как создавать лонгриды и другие тексты. Следующую часть, где мы рассказываем о работе со структурой, подсайтами и оформлением можно прочитать здесь. Задавайте вопросы и предлагайте идеи по написанию текстов в комментариях или на почту [email protected].

#инструкции #лонгриды #tjournal